Реклама

Бизнес план аэропорта малой авиации. Типовой бизнес план авиакомпании

MS Word Объем: 31 страница

Бизнес-план

Скачать бизнес-план

Отзывы (14)

Отзывы на бизнес-план авиакомпании (14)

1 2 3 4 5

    Бизнес-план авиакомпании

    Павел
    Огромное спасибо за предоставленный бизнес-план. Для написания дипломного проекта - это просто идеальный вариант. Чуток пересчитал финансовую часть, чтобы добиться уникальности и готово.

    Павел, благодарим за отклик. Прекрасно, что с помощью бизнес-плана авиакомпании вы смогли написать полноценную дипломную работу. Надеемся, защита пройдет блестяще. Желаем удачи во всех начинаниях.

    Бизнес-план авиакомпании

    Александр
    Очень понятный и грамотный бизнес-план. Не то, чтобы я собирался открывать свою авиакомпанию. Нет конечно. Это слишком для меня. Но я хотел понять, как составляется бизнес-план, в чем суть. Теперь мне все понятно. Спасибо.

    Александр, благодарим за отзыв. Конечно, авиакомпания - бизнес серьезный и дорогостоящий. Но стоит помнить о том, что все, что нас окружает, делают обычные люди, не наделенные сверхспособностями. Эта мысль помогает решиться на многое. Желаем вам успехов во всех начинаниях.

    Бизнес-план авиакомпании

    Денис
    Доступным языком все изложено. Это порадовало. Смог разобраться в серьезных вопросах без посторонней помощи. Мой вердикт - данный бизнес-план достоин внимания. Спасибо.

    Денис, благодарим за отзыв и за вердикт. Создание авиакомпании - серьезная заявка. Небо давно и уверенно поделили акулы данного бизнеса. Мы желаем вам выйти на рынок авиауслуг и оставаться там как можно дольше.

Главное про бизнес-план авиакомпании

Если вам в голову пришла идея открыть собственную авиакомпанию, значит, особых финансовых проблем у вас нет и не предвидится. В противном случае браться за такой грандиозный проект нет смысла. Этот серьезный бизнес требует не менее серьезного же и отношения к процессу его создания. Причем малейший просчет чреват такими материальными потерями, что после них далеко не каждый бизнесмен сумеет вновь встать на ноги.

Но, несмотря на видимые трудности, авиакомпания, как бизнес, имеет весьма неплохие перспективы, которые обусловлены потерей доверия пассажиров к государственным компаниям. От частных авиакомпаний люди ждут высокого уровня сервиса и адекватных расценок на билеты. Но главное требование – это хорошее техническое состояние авиатранспорта.

Прежде чем вложить в создание и развитие бизнеса огромные деньги, необходимо тщательно проанализировать как положительный, так и отрицательный опыт деятельности других компаний. Это намного лучше, чем учиться на собственных ошибках. Кроме того, следует учесть все факторы, способные повлиять на результат вашей работы, в том числе и регулярный рост цен на топливо.

Летайте самолетами…

Современные российские авиакомпании выполняют сегодня множество различных функций. Помимо обычных пассажирских перевозок, они занимаются перевозкой грузов, осуществляют заказные рейсы. Значительный первоначальный капитал – не единственная составляющая успеха. Важно потратить деньги с умом, просчитывая каждый шаг, четко понимая, к какому результату может привести то или иное действие.

Многое в этом виде бизнеса зависит от профессионализма специалистов, которые будут на вас трудиться. Но еще большее влияние на успех дела оказывает состояние техники. Если ваш авиапарк будет состоять исключительно из старых, уже отживших свое, самолетов, не стоит надеяться на то, что вам удастся заслужить положительную репутацию. Успех сопутствует тем бизнесменам, которые способны предложить своим пассажирам безопасность перелетов в совокупности с высоким уровнем сервиса.

Очень важно определить конкретные цифры, без которых вам не обойтись на начальном этапе создания бизнеса. В первую очередь, это оптимальное количество самолетов, которое позволит вам удовлетворить запросы клиентов, но при этом крылатый транспорт не будет простаивать длительное время без работы. Если авиапарк слишком небольшой, то выбор у клиента практически будет отсутствовать. Чрезмерное количество авиатранспорта может привести к значительной потере финансовых средств в случае простоя.

Разработка маркетинговой стратегии – неотъемлемая часть вашего бизнеса. Заранее придумайте броское название компании, закажите специалистам изготовление логотипа, разработку слогана. В дальнейшем это окажет существенное положительное влияние на активное продвижение бизнеса и окупаемость авиакомпании. Если вам потребуются дополнительные инвестиции, обратитесь за помощью в банк. Повысить ваши шансы на получение займа поможет профессиональный, четко разработанный бизнес-план авиакомпании.

Готовый бизнес-план авиакомпании с нуля с примерами расчётов открытия

Хороший бизнес-план авиакомпании рады предложить вниманию всех заинтересованных на нашем сайте. Сразу оговоримся – это проект для серьезных инвесторов, которые создают дело не на год, два, а на долгосрочную перспективу. Частная авиакомпания сегодня – это альтернатива государственным подразделениям, которые, имея устаревшую технику, не спешат «выходить из игры». Именно поэтому все большее число людей, летающих на самолетах, ждут прихода частных компаний на этот рынок.

Ищите готовый документ, который послужил бы «опорой» и поддержкой в первое время, позволил бы наметить шаги для реализации проекта? Он есть у нас на сайте. С его помощью вы поймете с чего начать, куда пойдет основной капитал и как сделать так, чтобы ваша авиакомпания была прибыльным, перспективным делом.

Изучив информацию по открытию авиакомпании, можно сразу начать действовать. Конечно, затрат будет много, они окажутся велики, но, использовав наш документ, вы все потратите « в дело». Именно от правильных начальных действий и будет позже зависеть рентабельность всего проекта. А в том, что услуги хорошей авиакомпании окажутся востребованными можно и не сомневаться.

В наличии Бизнес-план авиакомпании 5 12

Как открыть свою авиакомпанию: оценка рисков при открытии авиакомпании + этапы организации бизнеса + тонкости составления бизнес-плана + анализ сложности процесса регистрации + подробный обзор подготовки материально-технической базы + маркетинговый план + расчет суммы капитальных инвестиций.

Тенденция последних лет показывает, что авиаперелеты стали очень востребованы среди населения, и их объемы постоянно увеличиваются.

Такая статистика позволяет предположить, что открытие собственной авиакомпании может оказаться очень прибыльной бизнес-идеей. Но так ли просто открыть подобный бизнес, если он требует баснословных затрат и может окупаться в течение многих лет?

Как открыть свою авиакомпанию, и возможно ли это в силу множества рисков, обсудим в этой статье.

Как открыть свою авиакомпанию: оценка рисков и пошаговая инструкция

– это перспективный и прибыльный бизнес, который, к тому же, состоит в числе наиболее востребованных. Но чтобы открыть свою авиакомпанию, понадобится потратить свыше 500 млн. руб., и никто не гарантирует, что вы сможете окупить такую деятельность.

К большому сожалению, множество авиакомпаний оказывались банкротами, даже не вернув вложенную сумму. Причины тому самые разные: кто-то оказался не востребованным на рынке и был «подавлен» конкурентами, а кто-то стал жертвой форс-мажорных обстоятельств.

Такая грустная статистика не говорит о том, что данный вид бизнеса начинать в любом случае нецелесообразно. Просто следует понимать, что от момента вложения средств до получения первой прибыли пройдет несколько лет + вы должны действительно хорошо ориентироваться в теме авиаперелетов, разработать грамотный бизнес-план, вкладывать крупные деньги в рекламу.

Но обо всем по порядку.

Основные недостатки бизнеса в этой сфере состоят в следующем:


Все названые недостатки представляют собой риск для будущей авиакомпании. Даже при правильной организации и достаточном стартовом капитале она может так и не стать популярной и прибыльной.

Но каждая бизнес-идея имеет свои риски, поэтому, если открыть авиакомпанию – это ваша мечта, к тому же есть все основания предполагать прибыльность такой идеи, то стоит попробовать.

Чтобы иметь больше шансов на успех в этой области, необходимо выбрать направления, наиболее пользующиеся спросом, и начать с организации некрупной авиакомпании.

Особенно на сегодняшний день популярны лоукостеры – бюджетные авиакомпании, стоимость билетов у которых гораздо ниже, чем у обычных авиаперевозчиков. Возьмите себе это на заметку и попробуйте организовать бизнес именно в этом направлении.

Если упростить, поэтапно процесс создания авиакомпании выглядит так:

  1. Составление подробного бизнес-плана.
  2. Регистрация деятельности в качестве юридического лица с последующим лицензированием деятельности.
  3. Получение разрешительных документов.
  4. Покупка и подготовка материально-технической базы.
  5. Поиск и набор сотрудников.
  6. Разработка программы рейсов.
  7. Запуск авиакомпании.
  8. Привлечение клиентов.

Чтобы рассмотреть все детальнее, остановимся на основных пунктах.

С чего стоит начать, если вы решили открыть авиакомпанию?

Чтобы открыть свою авиакомпанию, важно составить грамотный бизнес-план. Пропустить этот этап не удастся, так как только при наличии документа с точными финансовыми расчетами вы можете надеяться на одобрение идеи инвесторами.

К тому же, бизнес-план играет большую роль и для вас самого, как предпринимателя. Не просчитав заранее размер вложений и ожидаемый срок окупаемости, вы не сможете понять, насколько рентабельным будет бизнес. Также документ будет играть для вас роль своего рода шпаргалки, инструкции (особенно раздел, в котором вы анализируете риски и пути работы с ними.

Первый шаг в – анализ рынка.

В ходе мониторинга вы должны обратить внимание на:

    Потребности населения.

    Не имея представления о том, в каких авиарейсах нуждаются граждане, вы не сможете сформировать конкурентоспособное предложение на рынке.

    Возможности для того, чтобы открыть авиакомпанию.

    Для открытия авиакомпании необходимы и аэропорт неподалеку, и квалифицированный персонал, и возможность приобрести материально-техническую базу.

    Предложение конкурентов на рынке.

    В любом городе, где есть аэропорт, вы встретите множество конкурентов в этой области. Причем, скорее всего они будут уже крупными авиакомпаниями, с которыми не так просто «тягаться».
    Для вас важно оценить их количество в вашем регионе, а также изучить их предложение, чтобы создать тот продукт, который будет выгодно отличаться.

Когда углубитесь и определите нишу для собственной авиакомпании, можно приступать к разработке остальных частей бизнес-плана.

Итак, при составлении бизнес-плана обязательно отметьте:

  • Какие авиаперелеты вы будете осуществлять – по территории России или за ее пределами.
  • Что вам потребуется для того, чтобы открыть авиакомпанию – какие самолеты нужно купить, и не рациональнее ли взять их в лизинг, какие нужно арендовать площади, как заключить договор с аэропортом.
  • Каким будет название вашей компании и логотип. Эти атрибуты –первый инструмент для привлечения потребителей.
  • Сколько и каких сотрудников нужно будет нанять – чтобы открыть авиакомпанию, нужно позаботиться о наличии квалифицированного персонала, специалистов данной области.
  • Какими будут вложениями в бизнес, когда ожидается первая прибыль – при составлении финансового плана очень важно просчитать не только объемы инвестиций и окупаемости, но и предполагаемый размер доходов на будущие 10 лет.

После того, как закончите с составлением плана и , можете начинать поиски инвестора для получения кредита, чтобы открыть свою авиакомпанию.

Потенциальные инвесторы обязательно поинтересуются, как вы намерены осуществлять предпринимательскую деятельность, попросят предоставить финансовые отчеты.

Помните, что вы ни в коем случае не должны приукрашать действительность. Во-первых, инвестор может засомневаться и не дать вам кредит, а во-вторых лучше действовать, отталкиваясь от честных расчетов – это убережет от банкротства и вас, и того, кто вас профинансирует.

После решения первостепенных организационных вопросов следует этап регистрации предприятия. Скрывать не будем: в случае, когда вы решили открыть свою авиакомпанию, это один из наиболее сложных шагов.

Сложность его состоит в том, что, кроме процедуры , вам предстоит получить разрешительную документацию на проведение такой деятельности. Причем, как на государственном, так на федеральном и региональном уровнях.

Также будет осуществлен процесс лицензирования деятельности и создание своего логотипа.

Все регистрационные действия могут длиться довольно долго – вплоть до 1 года. Это нужно иметь ввиду, планируя открыть свою авиакомпанию. Ускорить процесс можно, обратившись к посредникам за дополнительную плату. А вот пропустить этот этап – нет.

Только после получения разрешений от всех инстанций, вы сможете приступить к реализации бизнес идеи.

Подготовка материальной базы и штата сотрудников – следующей этап на пути открытия своей авиакомпании

Решение открыть свою авиакомпанию предполагает совершение множества организационных действий:

Как привлечь первых пассажиров и стать конкурентоспособной авиакомпанией?

Чтобы вызвать интерес у граждан, которые пользуются авиаперелетами, нужно начинать рекламу еще задолго до открытия самой авиакомпании.

Для этого еще на подготовительных этапах позаботьтесь:

  • О размещении рекламы в СМИ.
  • О создании собственного веб-сайта.
  • О создании раздела на официальной веб-странице аэропорта.
  • О размещении печатных материалов, особенно в аэропортах.
  • Об анонсировании вашей авиакомпании на важных мероприятиях.

Еще одним способом привлечения потенциальных клиентов вашей авиакомпании может стать разработка системы бонусов и скидок для ваших постоянных клиентов. Делайте им скидки или предлагайте время от времени более дешевые билеты на выбранные направления.

Также можно устаивать акции и розыгрыши, например, бесплатных билетов на путешествия выходного дня.

В качестве еще одного рекламного хода авиакомпании часто используют пышное торжество в честь своего открытия. Хорошо подготовленное, масштабное открытие предприятия – залог того, что о вас узнает большое количество людей. Не упускайте эту возможность.

ТОП 20 Секретов Авиакомпаний. Секреты авиапутешествий и перелетов.

Сколько потребуется инвестировать, чтобы открыть свою авиакомпанию?

Напоследок поговорим о самом важном вопросе: во сколько обойдется предпринимателю реализация идеи открыть авиакомпанию? Рассчитаем, исходя из анализа всех статей расходов.

Учтите, что приведенные ниже цифры являются ориентировочными и, безусловно, зависят от того, какие рейсы вы планируете запускать, как будет оснащена ваша авиакомпания.

Статья расходов Необходимая сумма вложений (руб.)
Итого: 530 935 000 руб.
1. Регистрация деятельности юридического лица, лицензирование, получение разрешений. 100 000
2. Аренда необходимых помещений (ангар, стоянка). 1 500 000
3. Формирование технической базы и покупка оборудования. 470 000 000
4. Приобретение компьютерного оборудования, его настройка, создание сайта. 240 000
5. Реклама (в месяц). 45 000
6. Выплата заработной платы сотрудникам (в месяц). 27 000 000
7. Приобретение расходных материалов, топлива (в месяц). 1 200 000
8. Уплата налогов (в месяц). 850 000
9. Непредвиденные расходы (на случай форс-мажорных обстоятельств). 30 000 000

Когда окупится столь крупное вложение, предположить весьма трудно. Это будет зависеть от того, насколько конкурентоспособной окажется ваша авиакомпания.

По самым оптимистическим прогнозам, авиакомпания позволит «отбить» инвестиции через 2 года, после чего станет приносить стабильно высокую прибыль. Но для осуществления таких «предсказаний» нужно очень точно рассчитать все еще на этапе подготовки и обеспечить слаженную работу предприятия.

Теперь вы ориентируетесь в том, как открыть свою авиакомпанию. Это дело не из легких. Но какой бизнес, способный приносить большую прибыль своему владельцу, прост в реализации.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

p align="left">Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5

Исследования поведения пассажиров показывают, что они имеют четкие критерии для планирования своего путешествия. Их интересует день, когда им нужно вылететь, продолжительность и график полета, выполняющая рейс авиакомпания и возможные варианты рейсов. Также пассажир имеет четкое представление о том временном промежутке (окне), который его устраивает для совершения полета. При выборе рейса пассажир рассматривает уже только те варианты, которые находятся в том «окне принятия решения». Критерии «качества» путешествия и «окно принятия решения» являются факторами, определяющими выбор пассажира. Пассажир планирует:

ь Время вылета и прибытия

ь Продолжительность полета

ь Авиакомпанию

Определяющими для пассажира являются самое ранее время вылета и самое позднее время вылета, а также самое ранее и самое позднее времена прибытия. Время, проведенное в полете для него не имеет принципиального значения. Основной задачей при составлении расписания является достижение сбалансированности предлагаемой вместимости ВС и имеющегося спроса. Наряду с вместимостью самолета необходимо рассматривать также частоту выполненных рейсов. Ниже приводится пример взаимосвязи между спросом и частотой рейсов. В этом примере полеты выполняются на небольших самолетах, поэтому для удовлетворения спроса рейсы должны выполняться чаще. Тем не менее, существуют часы, когда спрос низок, чтобы вообще оправдать назначение на это время хоть одного рейса. Единственный недостаток этого подхода состоит в том, что за сравнительно небольшой промежуток времени приходится выполнять большое число рейсов, что может превысить возможности авиакомпании или аэропорта.

Другим способом удовлетворения спроса является выполнение рейсов с небольшой частотой на больших самолетах. Хотя этот способ позволяет удовлетворить спрос в наиболее загруженное время суток, его недостаток состоит в том, что в остальное время суток величина спроса недостаточна для того, чтобы было выгодно выполнять рейс.

Также следует рассмотреть эффективность расписания с точки зрения перевозки грузов. Спрос на перевозку характеризуется высокой изменчивостью по направлениям и временам года. Эта изменчивость отражает неоднородность географического расположения потребителей и производителей товаров, а также сезонные изменения производства и потребления.

Сеть авиакомпании состоит из маршрутов, по которым предлагаются полеты для клиентов. Приведенная выше схема имитирует сеть авиакомпании с прямыми маршрутами, и маршрутами, выполняемыми с одной посадкой. В некоторых случаях пассажиры вылетают из пунктов, которые обслуживаются данной компанией и бывают вынуждены совершать пересадку в городе, который не является конечным для маршрута авиакомпании.

Как уже говорилось, связующим звеном между пассажирами и авиакомпанией является расписание. С точки зрения пассажиров расписание должно позволять им перелететь из одной точки в другую без значительных неудобств и необходимости торопиться. С точки зрения авиакомпании расписание должно удовлетворять спрос пассажиров, будучи рентабельным, гибким, охватывающим необходимые рынки. Компромиссами между желаниями клиентов и авиакомпании служат различные стратегии составления расписания.

Для маршрутов, имеющих небольшую протяженность в качестве варианта стратегии можно предложить обслуживание пассажиров на самолетах с небольшой вместимостью, но при большой частоте рейсов. По мере увеличения продолжительности полетов пассажиров все больше начинает интересовать имидж авиакомпании, ее опыт работы и качество обслуживания. Здесь в стратегии нужно учитывать размеры самолета, его вместимость, комфортабельность, скорость, репутацию его модели и т.д. Все стратегии расписания рейсов разрабатываются с учетом вида транспортировки и ресурсных ограничений. Для авиакомпании принципиально существует два вида транспортировки: транспортировка грузов и пассажиров. В ограничения входит целый комплекс ресурсов, среди которых можно назвать:

ь Вместимость ВС

ь Количество ВС, доступных авиакомпании

ь Степень исправности ВС авиакомпании

ь Пропускная способность аэропорта

ь Горючее, доступное авиакомпании

ь Количество экипажей, доступных авиакомпании

ь График технического обслуживания самолетов

ь Совместимость модели ВС с практикой технического обслуживания в отдельных аэропортах

ь Наличие свободных стоянок

ь Загруженность аэропортов и воздушных коридоров

ь При разработке расписания следует учитывать:

ь Спрос (пожелания пассажиров, их изменения)

ь Авиакомпанию (ее маршруты)

ь Безопасность полетов (в этих целях должны соблюдаться заданные временные интервалы между взлетами и посадками самолетов, а также должна производиться синхронизация времени пролета самолетами точек схождения и пересечения трасс)

ь Наиболее рациональное в коммерческом отношении время вылета самолетов

ь Оптимальное использование самолетов и экипажей.

2.5. Планирование дополнительных услуг на борту

На сегодняшний день конкуренция на рынке авиаперевозок настолько велика, что заставляет работников авиапредприятия изобретать все новые способы привлечения потребителей. Например, очень многие авиакомпании сделали своей обычной практикой запрет курения на борту своих самолетов, что привлекло к ним ту часть населения, которое плохо переносит сигаретный дым и предпочитает не испытывать неудобств от присутствия рядом человека, постоянно дымящего сигаретой.

Целью планирования введения дополнительных услуг на борту самолетов является создание наиболее удобных условий для пассажиров. Человек, воспользовавшийся услугами конкретной авиакомпании и совершивший перелет в комфортной обстановке, останется доволен и это послужит хорошей предпосылкой для того, чтобы сотрудничество с данной компанией стало для него доброй традицией. Поводом для введения новаций может послужить маркетинговое исследование, о котором будет рассказано далее. Качество обслуживания зависит от многих факторов - от наличия высококвалифицированного персонала, от типа воздушного судна, от уровня организации. Многие компании практикуют разделение салона самолета на кабины бизнес-класса, эконом-класса, первого класса, в зависимости от уровня тарифов и качества обслуживания. В салоне бизнес-класса летают, в основном, бизнесмены, деловые и занятые люди, которые даже в процессе полета могут заниматься делами, поэтому важно сознать им для этого подходящую обстановку. Люди, которые совершают перелеты на длительные расстояния, особенно нуждаются в мягких, удобных креслах, в которых можно отдохнуть и выспаться и необходимо предоставить им такую возможность, а также всем желающим выдавать мягкие подушки и теплые одеяла.

Компания должна определится с питанием на борту, ассортиментом прохладительных и спиртных напитков, решить, нужно ли обеспечивать пассажиров горячими обедами или можно обойтись только холодными закусками. Планирование здесь также должно учитывать вопросы доставки и хранения продуктов, выбрать поставщиков, которые смогут обеспечить высокое качество доставляемых продуктов, а главное - своевременность доставки, потому что задержки рейсов или отсутствие питания для пассажиров во время полета будут иметь катастрофические последствия. Желательно, чтобы на борту имелись запасы продовольствия для непредвиденных ситуаций.

Как известно, стюардессы - это лицо авиакомпании, во всяком случае, именно так воспринимает их большинство пассажиров. Стюардессы должны обладать такими качествами, как высокий уровень подготовки, внимательное отношение к пассажирам, хорошая выдержка, чувство такта. Важно, чтобы они обращались к пассажирам в приветливой улыбкой, были тщательно одеты и причесаны. Авиакомпания может выработать персональный стиль для своих стюардесс, например, единую форму одежду, личные визитные карточки с именами, содержащие логотип авиакомпании. От стюардесс во многих случаях зависит атмосфера в салоне самолета во время совершения рейса.

Показ кинофильмов или телевизионных шоу, раздача газет и журналов во время полета будет в большинстве случаев встречено одобрением со стороны пассажиров. Было бы желательно снабдить каждое пассажирское кресло персональными наушниками, чтобы просмотр телевизионных передач или фильмов не был обременителен для тех, кто хочет отдохнуть. Для авиакомпании прекрасным шагом может быть раздача подарков-игрушек маленьким детям, если таковые имеются на борту.

Одним словом, компания должна спланировать целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пассажиров высоким качеством услуг, определить перечень этих услуг, позаботиться обо всех необходимых ресурсах. Необходимо помнить, что от грамотного последовательного планирования и осуществления обслуживания зависит имидж авиакомпании.

2.6. Планирование потребностей в трудовых ресурсах , производительности и оплаты труда

Планирование потребности в трудовых ресурсах по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штата и персонала. Процесс планирования включает в себя три этапа:

ь оценка наличных ресурсов;

ь оценка будущих потребностей;

ь разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Планирование трудовых ресурсов на предприятии начинается с оценки их наличия. Необходимо определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели. Помимо этого, необходимо оценить и качество труда работников.

При планировании численности работников следует учитывать специфику отрасли авиаперевозок, а именно:

ь Непрерывность транспортно - технологического процесса, жесткая его регламентация расписанием движения воздушных судов

ь Неравномерность выполнения авиаперевозок

ь Непрерывное совершенствование материально - технической базы

ь Повышение степени влияния каждого отдельного работника на показатели работы коллектива.

Следующим этапом планирования является прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей. В этом необходимо оценить внешний рынок труда и определить имеющиеся на нем трудовые ресурсы. В помощь организациям в деле прогноза потребности в трудовых ресурсах наука управления разработала целый ряд моделей.

Определив свои будущие потребности, руководство авиапредприятия должно разработать программу их удовлетворения. Потребности -- это цель, программа -- средство ее достижения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.

Производительность труда на авиапредприятии во многом зависит от эффективности организационной структуры, от сбалансированности различных сфер деятельности внутри предприятия.

Любое предприятие живет не ради повышения производительности труда, а ради повышения прибыли. Но в условиях инфляции прибыль не является надежным ориентиром устойчивости работы в долговременной перспективе. Управление же на основе измерения производительности труда позволяет анализировать состояние дел с поправкой на инфляцию. Ориентация на рост производительности труда отражает смещение акцентов с оценки текущего состояния предприятия на оценку его состояния в перспективе, которое характеризуется технологическим и организационным состоянием предприятия по отношению к конкурентам, а количественно выражается показателем производительности. По мере усиления конкуренции не только получение прибыли сегодня, но и возможность выжить завтра -- такая же первостепенная задача.

Производительность труда -- это отношение количества продукции, произведенной данной системой за данный период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства этой продукции за тот же период. Этот показатель характеризует успешность движения некоторого результата в соотношении с затраченными на это соотношение ресурсами.

Очевидно, что чем больше производительность труда, тем больше достигаемый результат при заданных ресурсах. При расчете выпуск и затраты должны быть выражены в некоторых стабильных ценах, чтобы исключить влияние некоторых конъюнктурных факторов.

Важнейшим фактором снижения трудоемкости продукции и увеличения выработки работников авиапредприятия является внедрение достижений научно-технического прогресса и повышение на этой основе технического уровня производства. В отрасли научно-технический прогресс выражается, прежде всего, совершенствованием воздушных судов, повышением их вместимости и грузоподъемности. За последние 10-20 лет скорость воздушных судов возросла с 400 км.час до 850-900 км.час, а грузоподъемность - с 3 тонн до 15 тонн, вследствие чего резко возросла производительность труда не только летного состава, но и всех подразделений отрасли. Повышение производительности труда эксплуатационных воздушных судов приводит к сокращению потребности в самолетном парке, относительному сокращению числа персонала. Обычно обслуживание и эксплуатация новых, более производительных воздушных судов сопровождается более высокими затратами труда летного и технического состава, однако эти затраты возрастают в значительно меньшей степени, чем повышается производительность полетов на единицу транспортной продукции. Поэтому затраты труда на единицу транспортной продукции уменьшаются.

Система измерения должна подсказывать руководству, когда существует необходимость в планировании производительности труда, и на каком участке осуществить мероприятия по его повышению. Система измерения производительности труда должна обеспечить основу для определения приоритетов или указать на относительную значимость различных результатов измерения производительности труда.

Планирование производительности труда связано с вопросами управления качеством продукции, процессом оценки экономичности (т.е. измерением трудозатрат и разработкой смет), бухгалтерским учетом и финансовым контролем и кадровой службой (ведающей вопросами качества трудовой жизни).

Для того, чтобы деятельность организации была высокопроизводительной, руководитель должен иметь возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности работников. Это достижимо только в случае справедливого к ним отношения. Одной из составных частей такого отношения является справедливое денежное вознаграждение, важнейшим и решающим элементом которого является заработная плата.

Система денежного вознаграждения должна отвечать следующим требованиям:

а) Создавать у работников чувство уверенности и защищенности. Их не должны отвлекать насущные денежные проблемы. Эту задачу решает гарантированная часть заработной платы.

б) Включать действенные факторы стимулирования и мотивации, предусматривать повышение дохода сотрудника при достижении им хороших результатов в работе. Компания должна отдавать предпочтение тем работникам, которые желают получить нечто большее, чем просто фиксированную зарплату и возмещение расходов, которые стремятся повысить свой доход, когда предоставляется такая возможность.

в) Предусматривать систему наград и вознаграждений, которые являются свидетельствами признания особо качественной работы сотрудника или достижения им особо важных результатов.

Разработка структуры зарплаты является обязанностью отделов кадров, плановых отделов или служб трудовых ресурсов. Структура зарплаты в организации определяется с помощью анализа обследования уровня зарплаты, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности авиапредприятия.

Более половины всего дохода сотрудников приходится на гарантированную или основную зарплату. Размер ее зависит от ряда факторов: занимаемой должности, стажа работы на предприятии, качества всей работы сотрудника.

Помимо зарплаты планируются дополнительные льготы, и эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, состав семьи и т.д.

Некоторые зарубежные фирмы разработали систему, которую иногда называют “системой вознаграждения по принципу кафетерия”, когда работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает. При явных достоинствах эта система имеет следующие недостатки: общая стоимость предоставляемых льгот при этом повышается, так как влечет за собой дополнительные накладные расходы, а также потому, что некоторые льготы, например страхование персонала, обходятся дешевле, если их приобретают в больших объемах. Также необходима работа по просвещению работников в вопросах выбора и потенциального значения этих льгот. Но, несомненно, большинство работников приветствуют гибкие программы предоставления льгот.

Отдельно разрабатывается система вознаграждений по поощрению рационализаторской работы на всех уровнях служебной иерархии. Это создает у работников чувство заинтересованности и уверенности в том, что к их работе отнесутся с вниманием и уважением. Например, если рационализаторское предложение принимается, его автор получает 25% от общей суммы экономии в течение двух лет после его внедрения.

Регулирование оплаты труда на зарубежных предприятиях начинается с рассмотрения проекта плана будущего финансового года исполнительными структурами. Это, в свою очередь, предполагает оценку возможных объемов производства и производительности труда. Механизм, действующий во всем мире, практически един -- рост средней зарплаты устанавливается в меру роста эффективности производства. Рост средней зарплаты не должен опережать роста производительности.

Универсальным регулятором, с помощью которого возможно объективно измерять, а, следовательно, возмещать общественно необходимые затраты труда, является тарифная система. Она призвана обеспечить оптимальное сочетание государственных социальных гарантий с широкими правами предприятий в вопросах оплаты труда. В рыночных экономиках действуют жесткие системы тарифов. В одних странах, как, например, Германия, разряды и оклады устанавливаются отраслевым тарифным соглашением, в других, например, США и Япония -- на уровне предприятий. Тарифная система не может не существовать -- ведь она является большим стимулом к производительному труду. Если нет оплаты за высокую квалификацию, пропадает стремление ее повышать. Однако уровень тарифов и система их утверждения должны ориентироваться на изменения в экономике.

Глава 3. маркетинговый план

3.1. Особенности использования принципов маркетинга на рынке воздушных перевозок.

Крупнейшие авиатранспортные компании перешли на концепцию управления с использованием принципов маркетинга сравнительно недавно - лишь в конце 60-х годов, что привело их к заметному отставанию в этой области от фирм -- продуцентов, связанных с производством продукции в вещественном виде. Это отставание объясняется, прежде всего, тем, что в послевоенные годы развитие гражданской авиации шло в основном по пути экстенсификации, в направлении резкого наращивания производственно - технического потенциала воздушного транспорта. В условиях повышенного спроса на авиаперевозки и жесткого регулирования авиакомпании могли выступать на рынке, не заботясь о привлечении клиентуры.

В конце 50-х годов внедрение реактивных самолетов привело к увеличению провозной способности мирового парка летательных аппаратов более чем в 4 раза. Еще больше выросли возможности гражданской авиации в конце 60-х-начале 70-х годов в связи с появлением в эксплуатации широкофюзеляжных самолетов большой пассажировместимости. В этих условиях проблема технического развития воздушного транспорта отошла на второй план, уступив место проблемам повышения экономической эффективности эксплуатации авиалиний, стимулированию спроса на авиатранспортные услуги. Крупнейшими авиакомпаниями была взята на вооружение рыночная концепция управления, предусматривающая, прежде всего, ориентацию всей их деятельности на конъюнктуру рынка и динамику общественного спроса при разработке технической и коммерческой политики, максимальное приспособление производства и финансирования к потребностям рынка, искусственное создание таких условий, которые стимулируют спрос, разработку способов воздействия на потенциальную клиентуру и т.п.

Особенности авиатранспортного маркетинга в значительной степени обусловлены спецификой рынка. Этот рынок имеет довольно сложную структуру, где переплетаются разнообразные внутренние и внешние связи. Он является открытой системой, то есть такой системой, элементы которой взаимодействуют с внешней средой. Одновременно он выступает как неотъемлемая часть более общей системы мирового хозяйства.

В качестве товара, предлагаемого авиакомпаниями на рынке, выступает продукция, создаваемая ими в процессе воздушной перевозки пассажиров и грузов. Именно она является основным предметом купли-продажи. Наряду с этим, авиакомпании предлагают на рынке широкую гамму услуг, сопутствующих транспортному процессу. Здесь речь идет не о самом перемещении как таковом, а об удовлетворении дополнительных общественных потребностей, связанных с перемещением, которые, однако, могут представлять большой интерес для потребителя. Объем этих услуг достаточно велик и должен приниматься в расчет при оценке потенциального спроса на рынке.

Авиакомпании предлагают на рынке специфический товар - перемещение. Потребление этого товара происходит непосредственно в процессе его производства, поэтому оценить размер его предложения на рынке можно лишь косвенным путем.

В силу этого величина предложения здесь может быть оценена в виде провозной способности парка воздушных судов, эксплуатируемых авиакомпаниями на коммерческой основе - в этом заключается главная особенность авиатранспорта и, связанных с ним различных сфер экономики, например таких, каким является авиатранспортный маркетинг.

3.2. Планирование маркетинга

Как правило, базовая долгосрочная стратегия становится основой для разработки долгосрочного плана авиапредприятия. Этот план в силу неопределенности воздействия многих рыночных факторов обычно детально не расписывается. Планирование осуществляется на основе взаимодействия руководителей верхнего и нижнего уровней управления, предложения которых корректируются по результатам проработок отдельных вопросов, находящихся в сфере их компетентности. Это делается для того, чтобы учесть, по возможности, как можно больше различных факторов, поскольку планирование только ”сверху вниз” может привести к недоучету ряда конкретных производственных факторов, а планирование ”снизу вверх” часто не учитывает перспективы развития предприятия в целом и задачи, стоящие перед авиапредприятием на рынке.

Планирование деятельности авиапредприятия осуществляется на основе прогноза развития рынка, который ведется в долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном разрезах. Долгосрочное прогнозирование позволяет из выявленного набора вариантов возможного развития рыночной ситуации выбрать оптимальный для авиапредприятия с учетом его производственно-технических возможностей и наличия ресурсов.

Одновременно предусматривается возможность в случае неблагоприятной ситуации переориентировать деятельность авиапредприятия с основного стратегического плана на резервный.

Нацеленность на получение конечных результатов является важнейшим требованием к планированию, но и сами планы авиапредприятия постоянно корректируются, исходя из анализа результатов его деятельности. Управление с использованием принципов обратной связи является циклическим. На основе получаемой информации о состоянии производственно-коммерческой деятельности, конъюнктуре рынка, состоянии внешней среды происходит обновление долгосрочного плана, корректировка целей авиапредприятия, принимаются многие тактические решения, связанные с упрочением положения на рынке, разрабатываются краткосрочные планы для достижения конечных практических результатов.

Планирование маркетинга является одной из составляющих процесса планирования деятельности авиапредприятия. Оно осуществляется по четырем основным направлениям: планирование тарифной политики, планирование сбыта (продаж), сервиса и мероприятий по стимулированию сбыта. Обычно план маркетинга авиапредприятия имеет несколько вариантов, что позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечить устойчивое движение к намеченным целям. Планы маркетинга -- долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (оперативные). Оперативные планы (тактика) представляют собой матрицу, в которой указываются сроки конкретных мероприятий, ожидаемые результаты, ответственные за их проведение и система контроля.

План маркетинга включает в себя несколько разделов: результаты проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию деятельности авиапредприятия, маркетинговые цели и стратегии по каждому региону, планы продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной политики и системы обслуживания.

В первом разделе плана указаны три основных момента: анализ окружающей среды (динамика конъюктурообразующих факторов, деятельность правительственных организаций, авиапредприятий - конкурентов и агентов самого предприятия, анализ потребностей основных групп потребителей), анализ деятельности самого авиапредприятия (организация маркетинга в структуре управления, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ маркетинговой стратегии (насколько она способствовала достижению целей, какие для этого были выделены ресурсы, каковы были расходы, каков результат деятельности и т.д.).

Далее в плане отражается система целей и генеральная стратегия деятельности авиапредприятия, выработанные на высшем уровне руководства. В зависимости от имеющихся ресурсов по каждому региону формируются системы маркетинговых целей и стратегии (продажи, рекламной деятельности и т.д.).

В плане сбыта указывается, каким образом будет организована продажа авиаперевозок: через агентов, в офисе авиакомпании, в собственных пунктах продажи, какие выделить квоты мест каждой сбытовой точке и т.д.

Тарифная политика отражает основные моменты использования различных видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или иным категориям пассажирам в зависимости от сезона, вида перевозки.

В плане мероприятий по стимулированию сбыта указываются формы и методы проведения рекламной компании, методы мотивации деятельности агентов компании, участие в различных деловых встречах (“public relations”), спонсорская деятельность компании и т. д.

План маркетинга подобен карте: он показывает, куда движется предприятие и как оно собирается туда добраться. Он одновременно является планом действий и письменным документом. План маркетинга выявляет перспективные деловые возможности предприятия и намечает способы проникновения, захвата и удержания позиций на определенных рынках. Он соединяет все элементы маркетинга в согласованный план действий, где подробно расписано, кто, что, когда, где и как делает для достижения целей.

3.3. Оценка и анализ внешней среды

Анализ внешней среды представляет собой процесс, по-средством которого разработчики плана контролируют внешние по отношению к предприятию фак-торы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Анализ внешней среды помогает получить важные резуль-таты. Он дает авиапредприятию время для прогнозирования воз-можностей, время для составления плана на случай возмож-ных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе планиро-вания заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

ь Где сейчас находится авиапредприятие?

ь Где, по мнению высшего руководства, должно нахо-дится авиапредприятие в будущем?

ь Что должно сделать руководство, чтобы авиапредприятие переместилось из того положения, в котором находится сей-час, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

1. Экономические факторы . Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели авиапредприятия. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для авиапредприятия.

2. Политические факторы . Активное участие коммерческих предприятий в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные факторы . Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы авиапредприятия, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы . Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении продукции или успехи в технологии средств связи. Руководитель любого предприятия должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающему организацию.

5. Факторы конкуренции . Авиапредприятие должно исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального поведения . Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7. Международные факторы . Руководство авиапредприятий, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет авиапредприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

3.4. Исследование рынка

Изучение рынка (маркетинговые исследования) стало использоваться в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненном по форме исследовании скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко сформулированы цели.
Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно то, какую роль играют исследования в повседневной деятельности предприятия, как они используются?
Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и особое внимание в нём должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте. Необходимо понимание также того, каким образом получена эта опытная реальность. Надо быть очень осторожным, чтобы не допускать произвольной трактовки реальности, злоупотребляя значением теории.
Производство-сбыт-обращение-покупка-потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:

ь анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогнозе возможных изменений и на этой основе выработке управленческой стратегии;

ь поиске критериев для принятия управленческих решений, проверке и подтверждении гипотезы поведения предприятия на рынке.

Изучение рынка может быть классифицировано в зависимости от выбранных для этого критериев: способа сбора данных, цели изучения и метода анализа. В данном случае, рассматривая изучение рынка как средство для достижения маркетинговых целей, можно выделить лишь следующие основные направления, цели и задачи.

Таблица 3.4.1 : Цели и задачи изучения рынка.

Изучение продукции

Какую продукцию и с какими потребительскими свойствами выпускать? Какую продукцию необходимо улучшить, а какую снять с производства? Как проводить пробный маркетинг?

Изучение Потребителей

Составление социально-демографического портрета Потребителя, выявление возможных мотивов приобретения или отказа в приобретении продукции.

Изучение тарифной политики

Какие тарифы установить на продукцию? Какую тарифную политику проводить в отношении Потребителей, дилеров и дистрибьюторов?

Изучение организации движения продукции

Какую сбытовую политику проводить? Как организовать/развивать свою собственную дилерскую и агентскую сеть?

Изучение имиджа предприятия

Как создать корпоративный стиль на предприятии? Как сформировать/скорректировать имидж предприятия?

При исследовании рынка требуется обосновать методы анализа рыночных возможностей и выбора перспективного целевого рынка, а затем разработать маркетинговые мероприятия по охвату этого рынка, выводу услуги и занятия устойчивой позиции, благодаря эффективной стратегии сегментации рынка. В данном случае эффективность стратегии предполагает степень удовлетворения группы покупателей, которые образуют конкретный рынок. Однако покупатели имеют неодинаковые характеристики спроса. Они отличаются по своим вкусам, желаниям, потребностям, мотивацией к покупке. В такой ситуации необходимо предусмотреть возможность и пути снижения своего риска от неоднозначного поведения покупателей на рынке. Одним из путей, который позволяет снизить уровень риска является применение метода сегментации рынка. Этот метод позволяет концентрировать маркетинговые усилия на обеспечении спроса конкретной, избранной группы покупателей, а не на всех сегментах рынка. Сегмент рассматривается как совокупность, группа потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же предлагаемый продукт и на комплекс маркетинга. Сегментация рынка является одной из функций в системе маркетинговой деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей услуг, находящихся или выводимых на рынок. Главная цель сегментации - "оживить", путем ориентации на потребителя, проектируемый, изготавливаемый и реализуемый поток услуг на конкретном сегменте рынка. Таким образом, сегментация рынка представляет собой процесс разделения, разбиения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которой могут потребоваться отдельные услуги и комплексы маркетинга. Сегментация рынка может осуществляться по различным критериям (объективным и субъективным признакам).

Таблица 3.4.2 : Основные критерии сегментации рынка

Критерии сегментации

Условная характеристика

I. Географические:

Континент

Австралия, Америка, Азия, Европа, Скандинавия

Россия, Соединенные штаты Америки, Германия, Япония, Азербайджан и т.д.

Баку, Тбилиси, Санкт-Петербург, Москва, Стамбул

Плотность населения

Рассчитывается как отношение численности населения, к площади на которой это население проживает (чел./км 2)

Континентальный, континентально-морской, арктический, резко-континентальный, тропический

II. Демографические:

Возраст потребителя

От 3 до 6 лет, 6-1 лет, 12-19 лет, 20-24 года, 35-49 лет, 50-64 года, старше 65 лет

Мужчины, женщины

Размер семьи

1-2 чел., 3-4 чел., 5 чел. и более

Этап жизненного цикла семьи

Молодая семья без детей, молодая семья с детьми школьного возраста, пожилые супруги без детей, одинокие

III. Социоэкономические:

Род занятий

Работники умственного труда, специалисты, рабочие, служащие, предприниматели, бизнесмены и т.д.

Образование

Среднее, средне-техническое, высшее, незаконченное высшее

Отношение к религии

Христиане, мусульмане, католики, протестанты, иудеи, и др.

Национальность

Азербайджанцы, русские, грузины, англичане, турки, венгры и т.д.

Уровень доходов

До 100000 ман, от 100000 до 500000 ман., от 500000 до 10000000 ман, и т.д.

IY. Психографические:

Образ жизни

Традиционалисты, жизнелюбы, эстеты

Черты характера

Целеустремленность, доверчивость, любознательность, требовательность, амбициозность, расчетливость и др.

Жизненная позиция

Твердая, гибкая, неустойчивая

Y. Поведенческие:

Мотивы совершения покупки

Обыденные, особые причины

Искомые выгоды

Экономия, качество, сервис, снижение затрат в процессе использования и др.

Тип покупателя

Постоянный, новый, неординарный

Степень готовности покупателя к восприятию услуг

Неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся купить

Приверженность к марке

Пользуется услугами только одной компании, нескольких компаний, постоянно меняет

Отношение к компании

Энтузиаст, нигилист, нейтральное, безразличное

Позиционирование рынка - технология определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Позиция продукта в данном случае рассматривается как сложившееся представление определенной группы потребителей о важнейших характеристиках продукта, который находится или будет находиться на одном из рыночных сегментов. Это мнение потребителя всегда относительно, так как на рынке имеются продукты конкурентов. Цель позиционирования - исследование сложившегося или формирующегося мнения, анализ оценок покупателей или их группы относительно параметров продукта с тем, чтобы осуществить их оптимизацию в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителей и, соответственно, создать, путем проведения маркетинговых мероприятий, такую позицию, которая обеспечит продукту конкретные преимущества на данном сегменте целевого рынка.

Для эффективного позиционирования продуктов необходимо изучить важнейшие характеристики спроса и предложения, установить возможную приоритетность факторов, которые существенны для потребителей на данном рынке, ориентируясь на которые они принимают решение о покупке. Определяющими факторами могут выступить цена продукта, уровень качества, надежности, дизайн и другие показатели конкурентоспособности.

В условиях постоянно меняющегося рынка предприятия оказываются в сфере жесткой конкуренции. Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий.

Распознавание, определение характера, признаков, выявление причин отклонений в состоянии конкурентной среды осуществляется с помощью диагностики, которая является средством, методом и инструментарием всестороннего исследования маркетинговых и, в частности, конкурентных отношений.

Диагностика конкурентной среды включает следующие этапы:

ь Выявление перечня компаний, находящихся на целевом или новом рынках.

ь Сбор исходной информации.

ь Приведение стоимостных и финансовых показателей к сопоставимому виду.

ь Определение типа выбранного рынка (рынок продавца, рынок покупателя).

ь Расчет характеристик, отражающих состояние рынка.

ь Построение таблицы рыночных долей фирм и расчет средней рыночной доли, приходящихся на одну фирму.

ь Расчет обобщенных характеристик интенсивности конкуренции.

ь Оценка степени монополизации рынка.

ь Факторный анализ динамики рыночных долей конкурентов.

ь Выбор вида статистического распределения рыночных долей.

ь Формирование групп фирм, находящихся на рынке и расчет средней рыночной доли, приходящийся на группу.

ь Построение конкурентной карты рынка.

ь Ситуационный анализ и прогнозирование стратегии конкуренции предприятия на данном рынке.

Диагностику конкурентной среды, деятельности конкурентов следует считать важнейшим звеном всего процесса маркетинговых исследований, так как она является условием, гарантией успеха продуктов, предлагаемых фирмой на рынке.

Диагностика конкурентной среды требует не только анализа состояния различных методов и стратегий конкуренции, но и исследования имиджа продукта и имиджа предприятия. Действительно, снижая цену на свою услугу, предприятие приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышение цены услуги приводит к понижению уровня ее конкурентного преимущества. Улучшая качественные характеристики продукта, компания получает значительное превосходство перед конкурентами, что, в свою очередь, может быть основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену на свои услуги на уровне цен конкурентов, то более высокое качество создает ему лидирующее положение на рынке, позволяет увеличить численность потребителей и, соответственно, размер занимаемой рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке имеются продукты-конкуренты, близкие и практически аналогичные по качеству и цене, характер конкуренции тяготеет к использованию преимуществ имиджа предприятия, т.е. тех социально-психологических характеристик, которые формируют благоприятное отношение покупателей и положительное общественное восприятие компании.

3.5. Планирование тарифов на авиаперевозки

Плата за перевозку пассажира или массы груза на определенное расстояние называется тарифом. Тариф составляет основную часть стоимости перевозки. На авиалиниях действуют системы внутригосударственных тарифов и международных. Как известно, уровень тарифов должен обеспечить рентабельность предприятия и зависит от средней себестоимости перевозок. Тарифы подразделяются на пассажирские, грузовые, багажные.

По условиям применения существуют две основные категории пассажирских тарифов регулярных перевозок - нормальные и специальные тарифы. К нормальным пассажирским тарифам относятся тарифы I-го, международного и прочих классов. Специальные тарифы включают, в основном, льготные тарифы, то есть тарифы ниже нормальных. В основном они предназначены для привлечения тех классов, которые не совершили бы поездки по более высоким тарифам. Кроме того, льготные тарифы предназначаются только для пассажиров, отличающихся определенными требованиями с точки зрения возраста, рода занятий и т.д. Эти тарифы связаны с условиями, которые в ряде случаев ограничивают их использование (например, требование в отношении предварительной покупки билета или ограничения периода пребывания) ...........

Страницы: | | | |

Рынок авиации тесен и высококонкурентен. Но все же на нём можно отыскать ниши, которые способны будут занять и небольшие компании. Речь идет о хэндлинге, наземном обслуживании авиарейсов. Вложив в свое дело от 5 до 10 млн рублей, уже через месяц вы можете выйти «в точку ноль» и получить первые комиссионные. Особенно ценно услышать о том, как организовать этот бизнес, от тех, кто непосредственно пользуется услугами хэндлеров - от владельцев авиакомпаний. О том, какие требования предъявляются к хэндлерам и в чем залог их длительной успешной работы на рынке, порталу БИБОСС рассказал председатель Совета директоров «Тулпар Эйр Групп», популярный эксперт российского авиарынка Азат Хаким.

C чего начать?

Герой нашей статьи отмечает, что открывать авиакомпанию в наше время - дело хлопотное и неблагодарное. Этот бизнес настолько серьёзный и низкомаржинальный, что новичкам в нём делать нечего. Это может быть хобби для миллиардеров - они могут себе позволить купить авиакомпанию и поиграться в авиацию. И такие примеры есть, но заканчиваются эти истории, как правило, неудачей. Чтобы открыть авиакомпанию «с нуля», нужно на начальном старте не меньше 150-200 млн рублей, и это только чтобы запуститься, причем не факт, что эти средства удастся вернуть. За последние годы ряд катастроф на российском авиарынке привел к тому, что Росавиация нацелилась на сокращение количества авиакомпаний и их укрупнение. Поэтому Азат Хаким никому сейчас не советует открывать авиакомпанию. Также он выделил ещё несколько ниш на рынке, в которые не советует идти стартаперам. На рынке бортпитания очень высокая конкуренция. Тренинг-обучение потребует огромных инвестиций: один тренажёр стоит как самолет. Техническое обслуживание бортов - низкомаржинальный бизнес, требующий при этом высокой квалификации. Создание интерьеров для самолетов потребует создания целого мини-завода и набора штата высокопрофессиональных инженеров, а с учётом того, что «непристроенных» клиентов на рынке почти нет, заказы будет найти сложно.

Но не всё так плохо. Если авиаотрасль притягивает внимание предпринимателя, то есть ниша, в которой новичку можно попробовать свои силы. Это хэндлинг (от англ. ground handling) - наземное обслуживание авиарейсов. Это своего рода посредники, которые представляет интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями аэропорта. Работники хэндлинговой компании - супервайзеры - берут на себя организацию перелёта, договариваются с аэропортами о взлёте и посадке самолёта, встречают и провожают экипаж, контролируют поставку питания, техническое обслуживание, заправку и уборку борта, обеспечивают экипаж транспортом и гостиничными номерами. Больших денег, чтобы запустить такой бизнес, не нужно. Однако конкуренция высока, и чтобы вас пустили в аэропорт, вам должны поверить, у вас должны быть связи и репутация.

Владелец такого бизнеса прежде всего должен понимать, как работает авиационная отрасль, как организуются полеты, как работает аэропорт. Он должен знать технические моменты в работе экипажа, время отправки, прилёта. Он должен знать технологию подготовки к вылету, что за чем идёт. Если ему это всё известно, допустим, потому, что он учился на авиатора, окончил авиационный институт, где-то в отрасли поработал, то он сможет договориться с аэропортом. Начинать можно без офиса - регулировать процессы из дома, даже из машины. Но по мере роста потребуется арендовать помещение внутри аэропорта, чтобы там находились супервайзеры, которые встречают экипаж и обслуживают самолеты.

Как правило, сами хэндлеры не убираются в салонах самолетов и не занимаются техническим обслуживанием. Они просто забирают заботы об этом у авиакомпаний и оплачивают взлёт и посадку аэропортам, договариваются с клининговыми компаниями, компаниями по техобслуживанию, по поставке бортпитания, с топливными компаниями, заказывают микроавтобусы для экипажа. Самим авиакомпаниям невыгодно содержать огромный штат работников, которые занимались бы всем этим невероятным количеством вопросов в каждом аэропорту. Да и укомплектовать его было бы сложно: здесь требуется совсем другая квалификация, другой опыт и другие знания, а подготовка соответствующих специалистов для каждого перевозчика обходилась бы слишком дорого и занимала бы слишком много времени.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

В аэропорт новичкам-хэндлерам попасть непросто. Руководство аэропорта старается этот бизнес взять в свои руки, как правило, работают их компании, оформленные на подставные лица. Но при большом желании попасть на рынок можно. Способов масса. Например, недавно меня удивили одни ребята. Они вышли на меня, договорились о встрече и предложили свои хэндлинговые услуги во всех аэропортах мира. Сами они жили в Лондоне, переехали в Москву, потому что считают, что рынок здесь растущий. Они имеют офисы в Европе и на Мальте, работают во многих европейских аэропортах, в Москве. Конкуренция там жесточайшая, но у них получается. Почему? Они в совершенстве знают английский язык, имеют неплохое образование, очень энергичные и харизматичные. Если уж меня уговорили, это о многом говорит. С первой встречи я в них поверил. Это хэндлинг на мировом уровне. Причем начали они всего лет 5-7 назад. Но их преимущество в том, что они также занимаются организацией самих рейсов. Не каждая авиакомпания имеет таких сильных специалистов, чтобы быстро и грамотно «пробить» разрешение на перелёт в другие страны, это процесс тяжёлый. Но у этих ребят все отработано, они оказывают весь комплекс услуг, вплоть до разрешения на прилёт в другую страну. Также они берут все расходы на себя, авиакомпания может оплатить эти расходы и их услуги уже после полёта или даже через месяц. В этом главное преимущество обращения к хэндлерам, поскольку не всегда у авиакомпании есть свободные деньги до рейса, а лететь уже нужно.

Какие ещё нюансы рынка необходимо знать? Нужно знать в лицо участников этого рынка - авиакомпании, владельцев самолётов, всех, кто будет пользоваться вашими услугами. И приступить к поиску: кто станет стартовым заказчиком, в каких аэропортах с кем можно договориться.

Объем инвестиций

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Чтобы авиакомпания доверилась, нужен личный контакт, нужно приехать, встретиться, я должен видеть этих людей. Только после этого я даю команду подписать контракт.

Где искать средства на запуск? Брать кредиты эксперты не советуют. Бизнес низкомаржинальный, и кредитные проценты будут съедать весь ваш доход, вы можете даже уйти в минус. Для стартапа это не вариант. Можно продать свободную недвижимость и вложить собственные средства. Или же найти инвесторов и партнеров. Для фондов господдержки данный вид бизнеса не интересен.

Текущие расходы этого бизнеса будут зависеть от объема заказов. Помимо этого, если вы наберёте штат, то нужно будет платить зарплату и оплачивать командировки, ведь супервайзер должен быть в городе, куда прилетит обслуживаемый самолет, заранее, чтобы договориться с аэропортом, подготовить полосу и так далее.

Пошаговая инструкция

Некоторые хэндлинговые компании заключают договора с топливными заправочными компаниями, закупают керосин и сами заправляют самолёт, тем самым зарабатывая больше. Если топливная компания не захочет заключать с вами договор, знайте, что законом это сегодня не запрещается. Можно пожаловаться в антимонопольный комитет, и их быстро заставят подписать договор и поместить топливо на хранение.

У авиакомпании не должно возникнуть никаких проблем во время совершения рейса - такова задача хэндлинговой компании. Если вдруг произошёл сбой и самолет сел на запасную полосу, нужно быстро организовать там заправку и пр. Иногда хэндлеры также берут на себя услуги по оформлению виз для экипажа.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Какой персонал нужен для работы? В начале хватит 2-3 человека. Чем больше заказчиков, тем больше нужно иметь специалистов. В компании с серьёзными оборотами работают максимум 30 человек. Каждый менеджер берёт один или два рейса и специализируется на них - кто на юге Европы, кто на севере, кто-то берет на себя Азию. Безусловно, это требует знания языка. Без знания английского нанимать человека на позицию супервайзера нет смысла. Как правило, работа круглосуточная - в основном за счёт разницы во времени между городами и странами. Поэтому надо предусмотреть и посменную организацию работы. Плюс сотрудники должны разбираться в финансах, в бухгалтерии, так как вся их работа связана с оплатами услуг организаций. Также хэндлеры должны быть коммуникабельными, уметь договариваться и быстро реагировать на изменения условий.

Азат Хаким

Тулпар Аэро Групп

Заработок хэндлера зависит от его способности добиться скидок от аэропортов, клининговых компаний, гостиниц, компаний по техническому обслуживанию. За счёт этих скидок растёт конкурентоспособность хэндлера - он может предложить свои услуги по более низким ценам. Впрочем, хэндлер может торговаться с авиакомпанией: если она готова оплатить ваши услуги сегодня, то они будут стоить, условно, тысячу долларов. Если же она готова оплатить только через месяц, то вы можете увеличить агентскую комиссию, так как получается, что вы даёте авиакомпании деньги под проценты. И авиакомпании на это идут, потому что понимают, что деньги дорогие. А вот какой процент вы сможете с ними оговорить - зависит от вашего искусства. Как правило, в случае годовой отсрочки прибавляются 10% годовых.

На первых порах помещение можно не арендовать. Авиакомпании, как правило, даже не спрашивают, есть ли у вас офис. Главное, чтобы вы справлялись с организацией рейса без задержек, ведь законы рынка жестокие: стоит один раз подвести заказчика, а точнее, его пассажиров, и он больше не будет с вами работать. Но впоследствии вы поймете, что арендованное помещение в здании аэропорта - это не роскошь, а необходимость. Супервайзер должен находиться рядом с лётным полем, чтобы быстро получать и отслеживать информацию о прилёте и вовремя встретить самолёт. Площадь его может быть небольшой - 10-15 кв.м. Это простая комната, где супервайзеры могут находиться, когда, например, прилёт задерживается.

Документы

Никаких особенных разрешений для начала этого бизнеса получать не требуется. Раньше этот вид деятельности лицензировался, но сегодня эту процедуру отменили, поскольку он не требует специальных знаний, а лишь предпринимательской хватки и организаторских способностей. Человек может какое-то время поработать в аэропорту, и если он умён и инициативен, то справится с руководством хэндлинговой компанией.

Чек-лист открытия

  • Анализ рынка и конкурентов (ассортимент услуг, цены, кадры и т.д.),
  • Выбор ассортимента услуг,
  • Регистрация ИП или ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
  • Поиск сотрудников (если нужно),
  • Проведение собеседований, отбор кандидатов,
  • Составление графика смен,
  • Оформление кредита (если необходимо),
  • Поиск первых клиентов-заказчиков путём переговоров,
  • Заключение договоров с поставщиками услуг обслуживания авиакомпании.

Выгодно ли открывать

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические аспекты бизнес-планирования, место и роль, этапы составления и содержание основных разделов бизнес-плана. Анализ и роль инвестиций в отрасли авиапромышленности. Организация маркетинга и производственный план авиаремонтного предприятия.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2011

    Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса. Организационный, производственный и маркетинговый план создания ателье по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, штор. Налогообложение для предприятия, план его прибылей и убытков.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2011

    Анализ производственных показателей деятельности авиапредприятия, его имущественного положения. Оценка ликвидности баланса и показателей финансовой устойчивости предприятия, расчет оценки стоимости чистых активов. Диагностика состояния банкротства.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Проблемы создания и перспективы развития малого бизнеса. Отечественный и зарубежный опыт деятельности субъектов подобного предпринимательства. Организационно-правовые аспекты создания малого предприятия. Маркетинг, сбыт продукции и финансовый план.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Анализ современного состояния и проблем развития малого бизнеса в России. Исследование рынка ковровых покрытий в Новосибирске и обоснование целесообразности открытия предприятия. Разработка бизнес-плана открытия предприятия по продаже ковровых покрытий.

    дипломная работа , добавлен 17.01.2011

    Цель, функции и структура бизнес-плана. Специфика бизнес-планирования на предприятиях малого бизнеса. Социальный состав покупателей произведений искусства. Разработка бизнес-плана создания предприятия малого бизнеса на примере арт-галереи в Новосибирске.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2012

    Разработка бизнес-плана для создания косметического салона "Офелия" в Центральном районе г. Новосибирска. Характеристика современного состояния рынка косметических услуг. Обоснование выручки и издержек предприятия, методы повышения конкурентоспособности.