E-commerce

Как рассчитать подушевой норматив финансирования социальных услуг. Стандарты и нормативы оказания социальных услуг населению: как их сделать, и с какой целью

Приложение №1 к приказу Министерства социальной политики Калининградской области от 14 октября 2014 года №394

ПОРЯДОК

утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых

нормативов финансирования социальных услуг

I. Общие положения

  1. Настоящий Порядок определяет процедуру утверждения тарифов на социальные услуги, входящие в Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Калининградской области, на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее соответственно - Перечень социальных услуг, социальные услуги).
  2. Уполномоченным органом по утверждению тарифов на социальные услуги и контролю за их применением является Министерство социальной политики Калининградской облает (далее - Министерство).
  3. Тарифы на социальные услуги ежегодно утверждаются приказом Министерства в срок до 1 января и являются обязательными к применению для всех поставщиков социальных услуг в Калининградской области.
  4. Тарифы на социальные услуги подлежат досрочному пересмотру при изменении подушевых нормативов финансирования социальных услуг и утверждению в установленном порядке.
  5. Расчет подушевых нормативов финансирования социальных услуг производится Министерством с учетом Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, согласно приложению.
  6. Настоящий Порядок определяет методические подходы при утверждении подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Калининградской области.
  7. Расчет подушевых нормативов финансирования социальных услуг с целью: - повышения доступности и качества предоставления социальных услуг; - расширения возможностей участия в предоставлении социальных услуг поставщиков социальных услуг всех форм собственности; - оптимизации использования имеющихся мощностей, материально- технических, кадровых и финансовых ресурсов поставщиков социальных у слуг; - стимулирования внедрения новых видов социальных услуг и расширения спектра существующих; - сочетания экономических интересов поставщиков и получателей социальных услуг.
  8. При расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг, производится расчет по каждой социальной услуге, входящей в перечень видов социальных услуг, утвержденных в Калининградской области, в различных формах социального обслуживания, в том числе за плату, в зависимости от типа и вида поставщика социальной услуги ее и предоставляющей.
  9. Для расчета подушевых нормативов финансирования единицы социальной услуги используется нормативный метод.
  10. Нормативы финансовых затрат устанавливаются: - в расчете на одно койко-место в день (человеко-день) для поставщиков социальных услуг, предоставляющих стационарное социальное обслуживание; - в расчете на одно место (человека) в день для поставщиков социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарных (нестационарных) формах; -на одного человека в год для поставщиков, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.
  11. При расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг используются утвержденные нормативы, характеризующие процесс предоставления социальных услуг, в том числе нормативы питания, мягкого инвентаря, медикаментов, норм потребления расходных материалов и др.
  12. Расчет подушевого норматива финансирования социальной услуги производится исходя из расчета себестоимости предоставляемой гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги.

II. Порядок определения стоимости социальных услуг

13. Расчет себестоимости i-й социальной услуги (СБсу i) осуществляется по формуле:

СБсу i = Рпр i + Ркосв i , где (1)

Рпр i - прямые расходы i-й услуги;

Ркосв i - косвенные расходы i-й услуги.

14.К прямым расходам (Pпр i) относятся затраты, непосредственно связанные с предоставлением гражданину (физическому лицу или семье) социальной услуги:

Заработная плата персонала, предоставляющего социальную услугу;

Начисления на оплату труда персонала, предоставляющего социальную услугу, определяемые в соответствии с налоговым законодательством;

Общехозяйственные затраты, используемые непосредственно при предоставлении социальной услуги (услуг связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, материальные запасы и т.д.) и т.п.;

Прочие расходы.

15. Расчет прямых расходов проводится исходя из величины средних по Калининградской области расходов по перечисленным видам затрат государственных учреждений социального обслуживания на предоставление социальном услуги, за предшествующий расчетный период (не менее I года) с применением индекса роста потребительских цен за предыдущий год либо по утвержденным нормам расходов.

P п p i = ЗП i + Н i + ОХз + ПРз i, где (2)

Рпр i - прямые расходы i-й услуги;

ЗП i - расходы на oплату труда персонала, непосредственно оказывающего i -ю услугу за расчетный период;

Н i - начисления на оплату труда персонала, непосредственно

оказывающего i-ю услугу за расчетный период;

ОХз i - общехозяйственные затрачы, связанные с предоставлением i-й услуги:

ПРз i - прочие расходы.

16. Расчет затрат на оплату труда персонала (ЗП i) осуществляется с учетом норм времени на выполнение конкретного вида социальной услуги, заработной платы но каждому работнику в соответствии со штатным расписанием.

17. Оплата труда персонала (ЗП i) определяется исходя из фонда оплаты груда персонала, занятого непосредственным предоставлением i-й социальной услуги, и времени, необходимого на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

ЗП i = ЗПвр i x Твр i/60 мин ., где (3)

ЗПвр i - затраты на оплачу труда в пересчете на один час по сотрудникам, предоставляющим i-ю услугу за расчетный период (руб.);

Твр i - время, необходимое для предоставления i-й услуги персоналом (мин.).

18. Расчет оплаты труда персонала, непосредственно оказывающего услугу, определяется в соответствии с Трутовым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

19. Начислення на заработную плату персонала, непосредственно оказывающего социальную услугу (Н i) устанавливаются действующим

законодательством Российской Федерации в процентах от фонда оплаты труда.

20. Общехозяйственные затраты (ОХз i), используемые непосредственно при предоставлении социальной услуги, включают:

Услуги связи;

Транспортные услуги;

Комунальные услуги;

Материальные запасы;

и рассчитываются по формуле:

ОХз i = Зс i + Зт i + Зк i + Зм i + Зпр i, где (4)

З c i - затраты на услуги связи, возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги;

i - транспортные затраты, возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги;

Зк i - затраты на коммунальные услуги, возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги;

Зм i - затраты на приобретение материальных запасов, возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги;

Зпр i - прочие затраты. возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги.

21. Расходы на оказание услуг связи в целях обеспечения собственных нужд могут включать: аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь. подключение и использование информационно - телекоммуникационной сети Интернет, доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, кроме того, пересылку почтовых отправлений, почтовые переводы, приобретение почтовых марок, конвертов, пользование радиоточкой и другие аналогичные расходы.

22. Транспортные расходы учреждений могут включать: оплату договоров на оказание транспортных услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за наем транспортных средств, стоимость переезда и иные транспортные расходы, связанные с перемещением работников.

23. Расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд могул включать: отопление и технологические нужды, горячее водоснабжение, потребление газа, электроэнергии, водоснабжения канализации, ассенизации и т.д.

24. Расходы на потребление коммунальных услуг определяются исходя из расходов учреждения за предшествующий расчетный период (1-3 года) с применением коэффициента дефлятора либо согласно заключенным договорам с учетом действующих тарифов на коммунальные услуги, либо нормативов на коммунальные услуги.

25. Расходы учреждения на материальные запасы могут включать: приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов.

26. Расходы на приобретение продуктов определяются исходя из действующих норм среднесуточного набора продуктов для одного проживающего и действующих цен.

27. Расходы на приобретение горюче-смазочных материалов определяются исходя из планируемого объема работы (годового пробега) для каждого автомобиля, действующих норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте и фактической средней стоимости горюче-смазочных материалов либо исходя из натурального норматива и действующих цен.

28. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и прочих материальных ценностей определяются исходя из фактических затрат или согласно расчету потребности.

29. К косвенным расходам относятся те виды расходов, которые необходимы для предоставления социальной услуги, но которые нельзя включит в себестоимость метолом прямого счета.

30. Косвенные расходы при оказании социальной услуги могут включать:

1) заработную плату управленческого персонала, определяемую в соответствии со штатным расписанием и фактическими начислениями за предыдущий год, которые определяются согласно действующему штатному расписанию;

2) начисления на оплату труда управленческого персонала, которые определяются в соответствии с налоговым законодательством;

3) оплату работ, услуг, в том числе:

Услуги связи (услуги почтовой связи, услуги телефонной, телеграфной, факсимильной и других видов связи; пользование информационно - телекоммуникационной сетью Интернет, другие аналогичные расходы);

Транспортные услуги;

Коммунальные услуги (отопление, потребление электроэнергии, потребление газа, водоснабжение, водоотведение, оплата технологических нужд, другие аналогичные расходы);

Работы, услуги по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание: дератизация, дезинфекция, вывоз мусора; техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт оборудования, текущий ремонт зданий, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы);

Прочие работы\услуги (установка и монтаж локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа; услуги вневедомственной (в том числе пожарной) охраны; услуги по страхованию; изготовление и (или) приобретение бланочной продукции; услуги в области информационных технологий), которые рассчитываются исходя из предшествующего периода (1 -3 года) с применением индекса-дефлятора;

Расходование материальных запасов (расходы на горюче-смазочные материалы, канцелярские расходы и иные материальные запасы).

В себестоимость i-й социальной услуги косвенные расходы включаются через коэффициент косвенных расходов пропорционально прямым расходам.

Ркосв I = P пр i x Ккр, где (5)

Ркосв i - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной i-й услуги (руб.);

P пр i - прямые затраты по i-й услуге (руб.);

Ккр - коэффициент косвенных расходов.

Коэффициент косвенных расходов (Ккр) определяется по формуле:

Ккр = SUM Ркосв/ SUM Рпр, где (6)

SUM Ркосв - сумма косвенных расходов по учреждению;

SUM Рпр - сумма прямых расходов по учреждению.

31. Подушевой норматив финансирования социальных услуг (ПНсу i) равен сумме экономически обоснованной себестоимости по формуле:

ПНсу i = СБсу i , где (7)

СБсу i - себестоимость i-и услуги.

32. Подушевой норматив бюджетного финансирования для социальных услуг (ПНcy сi) равен сумме экономически обоснованной себестоимости за вычетом платы за социальное обслуживание (Псп) по формуле:

ПНсу с i = СБсу I - Псп (7)

СБсу i - себестоимость i-й услуги;

Псп

III. Порядок изменения стоимости социальных услуг

33. Подушевой норматив бюджетного финансирования социальных услуг на очередной финансовый год и на плановый период могут быть пересчитаны в случае изменения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Калининградской области об областном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, а также внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных услуг.

34. Министерство социальной политики Калиниградской области вправе произвести пересчет нормативных затрат на очередной финансовый год и на плановый период в случае изменения государственного задания учреждению на оказание государственных услуг.

IV. Порядок расчета объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

35. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в форме субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели.

36. Объем финансового обеспечения выполнения государственного

задания на соотвестсвующий финансовый год (Vфо) определяется индивидуально для каждою учреждения по формуле:

Vфо = SUM (СБс y i х Ч o г i ) х Кк i , где (8)

СБсу i - себестоимость i-й услуги;

Ч ог i

Кк i

37. Объем финансового обеспечения выполнения государственного

задания на соответствующий финансовый год (Vфо су) определяется индивидуально для каждого поставщика по формуле:

Vфо су = SUM (СБсу i х Чог i ) - Псп х Кк i , где (9)

СБсу i - себестоимость i-й услуги;

Ч o г i - численность обслуживающих граждан i-й услуги;

Псп - объем привлеченных средств, планируемых к поступлению от потребителей государственных услуг, установленных государственным заданием, и предоставляемых в соответствии с законодательством на условиях полной или частичной оплаты.

Кк i - корректирующий коэффициент, зависящий от численности обслуживаемых граждан.

38. Объем финансового обеспечения выполнения государственного

задания, определяемый на основе тарифов, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью главного распорядителя средств областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

39. При невыполнении государственного задания более чем на 10% объем субсидий корректируется в сторону уменьшения.

40. Предоставление субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого между главным распорядителем и поставщиком, предоставляющим социальные услуги, в соответствии с примерной формой такого соглашения, утвержденной Министерством финансов Калининградской области.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

2. Установить, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2014 года N 1285

1. Настоящий документ разработан в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - подушевые нормативы финансирования).

2. Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

3. Подушевые нормативы финансирования могут устанавливаться субъектами Российской Федерации дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

4. Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

5. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

6. К косвенным расходам на предоставление социальных услуг относятся необходимые для предоставления социальной услуги расходы, которые нельзя учесть в себестоимости социальных услуг методом прямого счета (поскольку они не зависят от численности получателей социальных услуг) и которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала;

б) общехозяйственные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

7. Подушевой норматив финансирования i-й социальной услуги (ПН) рассчитывается по формуле:

P - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги;

P - величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги.

8. Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги (P) рассчитывается исходя из величины (в среднем по субъекту Российской Федерации) указанных в пункте 5 настоящего документа расходов государственных организаций социального обслуживания на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

P = ЗП + H + OX + ПР,

где:



Н - начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

OX - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги;

ПР - прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

9. Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги (P) рассчитывается по формуле:

где:

Р - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг, которые нельзя учесть методом прямого счета;

К - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги.

10. Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг (Р), рассчитывается по формуле:

Р= ЗП + Н + ОХ,

где:

ЗП - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Н - начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ОХ - косвенные общехозяйственные расходы, включающие расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

11. Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги (К), рассчитывается по формуле:

где

Р - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги.

12. Величина прямых общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с предоставлением i-й социальной услуги (OX), рассчитывается по формуле:

ОХ = ОХ х К,

где:



К - коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги.

13. Общехозяйственные расходы (ОХ) включают расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, а также материальные затраты и прочие расходы и рассчитываются по формуле:

ОХ= З + З + З + З + З,

где:

З - расходы на оказание услуг связи;

З - расходы на оказание коммунальных услуг;

З - материальные затраты;

З - расходы на оказание транспортных услуг;

З - прочие расходы.

14. Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги (К), определяется по формуле:

К = ЗП/(ЗП + ЗП),

где:

ЗП - расходы на оплату труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

ЗП - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год.

15. Величина косвенных общехозяйственных расходов (ОХ) рассчитывается по формуле:

ОХ= ОХ - ОХ,

где:

ОХ - общехозяйственные расходы;

OX - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

16. Косвенные общехозяйственные расходы включают расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг, в том числе:

а) услуги связи;

б) коммунальные услуги;

в) транспортные услуги;

г) материальные затраты;

д) прочие работы (услуги), включающие в том числе работы (услуги) по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание - дератизация, дезинфекция, вывоз мусора, техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт зданий и оборудования, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы), по установке и монтажу локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, а также услуги вневедомственной, пожарной охраны, услуги по страхованию, по изготовлению и (или) приобретению бланочной продукции и услуги в области информационных технологий.

17. Расходы на оказание услуг связи, осуществляемые как для предоставления социальной услуги получателю социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщиков социальных услуг, могут включать расходы на аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь, подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, пользование радиоточкой, а также расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений, осуществлением почтовых переводов денежных средств, и другие аналогичные расходы.

18. Транспортные расходы поставщиков социальных услуг могут включать расходы, связанные с оказанием транспортных услуг для обеспечения проезда получателя социальных услуг либо для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

19. Расходы поставщиков социальных услуг по оплате договоров на оказание коммунальных услуг для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг или для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг могут включать затраты на отопление и технологические нужды, потребление газа, электроэнергии, водоснабжение, канализацию, ассенизацию и др.

20. Материальные затраты при оказании социальных услуг могут включать расходы на приобретение продуктов питания, а также горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов как для оказания социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 08.12.2014,
N 0001201412080016

В целях реализации ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить Порядок определения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (приложение к настоящему приказу).

2. Начальникам управлений и отделов Департамента, начальникам управлений социальной защиты населения административных округов руководствоваться в дальнейшей работе утвержденным Порядком.

3. Начальникам управлений и отделов Департамента, начальникам управлений социальной защиты населения административных округов довести до руководителей подведомственных государственных учреждений для использования в дальнейшей работе настоящий приказ.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителя Департамента по направлениям деятельности.

Руководитель Департамента В.А. Петросян

Приложение к приказу Департамента социальной защиты населения города Москвы от 17 декабря 2014 г. N 1033

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАРИФОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА ОСНОВАНИИ ПОДУШЕВЫХ НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с нормативными актами:

– Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

– постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года N 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг";

– постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года N 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве";

– постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года N 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы".

1.2. Настоящий Порядок применяется Департаментом социальной защиты населения города Москвы для определения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее – тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования).

1.3. Для расчета тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования использован нормативный метод.

1.4. Расчет тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования производится по каждой социальной услуге, входящей в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению поставщиками социальных услуг города Москвы (приложение N 4 к постановлению Правительства Москвы от 24 марта 2014 года N 215-ПП).

1.5. Расчет тарифа на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования производится на основании фактических расходов государственных учреждений, полномочия учредителя которых выполняет Департамент социальной защиты населения города Москвы и осуществляющих деятельность по оказанию (выполнению) государственных услуг (работ) в отрасли социальная защита.

1.6. Тариф на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования установлен:

– в расчете на одно койко-место в день для социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме;

– в расчете на одно место в день для социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме;

– в расчете на 1 услугу, предоставляемую в форме социального обслуживания на дому.

1.7. При определении размера прибыли, включаемой в тариф услуги, учитываются также следующие основные группы расходов поставщиков социальных услуг:

– выполнения и капитальные вложения на приобретение основных средств для расширения перечня оказываемых услуг и повышения их качества;

– средства на социальное развитие.

1.8. При определении тарифа учтен размер прибыли, составляющий 5% себестоимости социальной услуги.

1.9. При расчете себестоимости социальных услуг в расчет не включались следующие затраты:

– на текущий ремонт помещений;

– на капитальный ремонт помещений;

– на приобретение уникального и дорогостоящего оборудования.

2. Определение тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования

2.1. Тариф на соответствующую социальную услугу, рассчитанный на основании подушевых нормативов финансирования, определяется путем суммирования экономически обоснованной себестоимости и прибыли по формуле:

Тсу i = СБсу i + П i, где (1)

Тсу i – тариф на i-ю социальную услугу;

СБсу i – себестоимость i-й социальной услуги;

П i – необходимая прибыль, получаемая поставщиком посредством реализации i-й социальной услуги.

3. Расчет себестоимости i-й социальной услуги

3.1. Расчет себестоимости i-й социальной услуги (СБсу i) осуществляется по формуле:

СБсу i = Рпр i + Ркосв i, где (2)

Ркосв i – косвенные расходы, которые несет поставщик в процессе оказания i-й социальной услуги.

3.2. К прямым расходам (Рпр i) относятся затраты, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги получателю:

– заработная плата персонала, оказывающего социальную услугу;

– начисления на оплату труда персонала, оказывающего социальную услугу, определенные в соответствии с налоговым законодательством;

– общехозяйственные затраты, используемые непосредственно при предоставлении социальной услуги (услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, материальные запасы);

– прочие расходы.

3.3. Расчет прямых расходов осуществляется в соответствии со следующей формулой:

Рпр i = ЗП i + Н i + ОХз i + ПРз i, где (3)

Рпр i – прямые расходы, непосредственно связанные с оказанием i-й социальной услуги;

ЗП i – расходы на оплату труда персонала, непосредственно оказывающего i-ю социальную услугу;

Н i – начисления на оплату труда персонала, непосредственно оказывающего i-ю социальную услугу;

ОХз i – общехозяйственные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й социальной услуги;

ПРз i – прочие расходы.

4. Расчет себестоимости социальной услуги в части затрат на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании социальной услуги

4.1. Оплата труда персонала (ЗП i), принимающего непосредственное участие в оказании социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, определяется исходя из фонда оплаты труда персонала, занятого непосредственным предоставлением социальной услуги, и времени, необходимого на предоставление социальной услуги, по формуле:

ЗП i = ЗПвр i x Твр i, где (4)

ЗПвр i – затраты на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании социальной услуги, в пересчете на одну минуту;

Твр i – время, необходимое для предоставления социальной услуги, определенное в соответствии с проведенным хронометражем рабочего времени персонала, принимающего непосредственное участие в оказании социальной услуги.

4.2. Затраты на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании социальной услуги, в пересчете на одну минуту определяются по формуле:

ЗПвр i – затраты на оплату труда персонала, непосредственно оказывающего i-ю социальную услугу, в пересчете на одну минуту;

Стi – годовое количество ставок персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги в форме социального обслуживания на дому, в соответствии с действующим штатным расписанием в расчете на одного получателя социальной услуги;

ФОНД.р.вр. – фонд рабочего времени по производственному календарю на 1 ставку персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги, выраженный в минутах.

4.3. Оплата труда персонала (ЗП i), принимающего непосредственное участие в оказании социальных услуг в стационарной (полустационарной) форме, определяется исходя из фонда оплаты труда персонала, занятого непосредственным предоставлением социальной услуги, и времени, необходимого на предоставление социальной услуги, по формуле:

ЗП i = ЗПвр i, где (6)

ЗПвр i – затраты на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании социальной услуги, в расчете на один день оказания данной услуги.

4.4. Оплата труда персонала (ЗПвр i), принимающего непосредственное участие в оказании социальных услуг в стационарной (полустационарной) форме, определяется исходя из фонда оплаты труда персонала, занятого непосредственным предоставлением социальной услуги, в расчете на 1 койко-место (место) в день по формуле:

ЗПвр i – затраты на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги, в расчете на один день оказания данной услуги;

Ст i – годовое количество ставок персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги в стационарной (полустационарной) форме, в соответствии с действующим штатным расписанием в расчете на 1 койко-место (место);

О – средневзвешенный оклад за ставку заработной платы персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги;

k_стим_комп – средневзвешенный коэффициент компенсационных и стимулирующих выплат по персоналу;

kсоц – коэффициент, определяющий размер страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

D – общее количество дней в году, в течение которых поставщиком социальных услуг может оказываться данная социальная услуга.

5. Расчет себестоимости социальной услуги в части общехозяйственных расходов

5.1. Общехозяйственные расходы (ОХз i), осуществляемые в процессе предоставления социальной услуги, определяются по следующей формуле:

ОХз i = Зпит i + Змед i + Зми i + Змеб_обор i + Зпр i, где (8)

Зпит i – затраты на организацию питания на единицу i-й социальной услуги;

Змед i – затраты на приобретение медикаментов и перевязочных средств на единицу i-й социальной услуги;

Зми i – затраты на приобретение мягкого инвентаря на единицу i-й социальной услуги;

Змеб_обор i – затраты в части обеспечения мебелью и оборудованием, используемым непосредственно при предоставлении i-й социальной услуги;

Зпр i – прочие расходы, возникшие непосредственно при предоставлении i-й услуги.

5.2. Затраты на организацию питания (Зпит i) и на приобретение медикаментов и перевязочных средств (Змед i) в расчете на 1 койко-место (место) в день определяются в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 9 февраля 2012 года N 55.

5.3. Нормативные затраты на приобретение мягкого инвентаря (Зми i) для социальной услуги определяются по следующей формуле:

Зми i = ЗПвр i x Кпр, где (9)

ЗПвр i – затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги;

– отношение затрат на приобретение мягкого инвентаря к фонду оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании i-й социальной услуги.

Затраты на приобретение мягкого инвентаря для социальных услуг, оказываемых в стационарной (полустационарной) форме, определяются исходя из утвержденных натуральных норм потребления и среднерыночных цен.

Затраты на приобретение мягкого инвентаря для социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, определяются в соответствии с действующим законодательством.

5.4. К прочим общехозяйственным расходам (Зпр i) относятся следующие виды расходов:

(Зпр i) = Зс i + Зт i + Зк i + Зм i, где (10)

Зс i – затраты на оказание услуг связи, непосредственно используемых в процессе оказания i-й социальной услуги, которые включают в себя:

– компенсацию за связь социальным работникам, оказывающим социальные услуги;

– подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

– пересылку почтовых отправлений, осуществление почтовых переводов;

– начисления на оплату труда управленческого и общехозяйственного персонала, которые определяются в соответствии с налоговым законодательством;

– услуги связи (услуги почтовой связи, услуги телефонной, телеграфной, факсимильной и других видов связи; пользование информационно-телекоммуникационной сетью Интернет; другие аналогичные расходы);

– транспортные услуги;

– коммунальные услуги (отопление, потребление электроэнергии, потребление газа, водоснабжение, водоотведение, оплата технологических нужд и другие аналогичные расходы);

– работы, услуги по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание: дератизация, дезинфекция, вывоз мусора; техническое обслуживание технических средств и иные аналогичные расходы);

– прочие работы, услуги (установка и монтаж локальных вычислительных сетей; изготовление и (или) приобретение бланочной продукции; услуги в области информационных технологий и другие аналогичные расходы);

SUM Рпр – сумма прямых расходов, которые несет поставщик в процессе осуществления основной деятельности по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг.

Сама мысль о том, что органы власти оказывают услуги гражданам, безусловно верна, как и верен принцип оказания услуг на основании задания, сформулированного государственным или муниципальным органом власти. При правильном подходе к расчету стоимости услуги, формированию задания на оказание услуги, определению требований к качеству оказания услуги появляется возможность выставить задания на оказание услуг на торги. А к торгам допустить не только государственные и муниципальные бюджетные, автономные и казенные учреждения, но и бизнес.

В электронном виде – не значит задешево

В последнее время часто приходится слышать, будто электронные услуги должны быть дешевле, чем услуги, оказываемые традиционным способом. И, что характерно, такие утверждения не подкреплены никакими аргументами. А стоимость услуги надо просто взять и подсчитать.

Для начала несколько постулатов. Чтобы права граждан не были ущемлены, любая услуга должна оказываться на основании стандарта. Т.е. основной смысл стандарта в том, чтобы в любой точке страны одна и та же услуга оказывалась в одном и том же объеме и с одинаковыми требованиями к оказанию услуги. Стандарт должен включать в себя:

  • описание услуги, в том числе ее объем в натуральных показателях;
  • сроки предоставления услуги;
  • показатели качества и оценку результатов предоставления услуги;
  • условия предоставления услуги, в т.ч.– бесплатно или на платной основе, или с частичной оплатой,
  • иные необходимые для предоставления услуги положения, например, соблюдение требований законодательства, СанПиНов, ГОСТов, обеспечение требований к помещениям, необходимому оборудованию и т.д.

На основании стандарта и требований, сформулированных в нем, а также объемов в натуральных показателях рассчитывается нормативная стоимость предоставления услуги (например, в расчете на душу населения). Этот норматив будет использоваться при планировании затрат бюджета на оказание услуги, а также при определении платы за услугу при оказании услуг на платной основе, как при полной, так и при частичной оплате.

Таким образом, наличие стандарта является ключевым моментом в расчете стоимости услуги. Без стандарта, а именно определенных в нем объемов в натуральных показателях, рассчитать стоимость услуги нельзя. А с ними – можно, и даже несложно. Учитывается время работы специалистов, задействованных при оказании услуги, наличие специального оборудования, мебели, специального инвентаря, расходных материалов, накладные расходы учреждения, необходимых для оказания услуги и т.д. Причем следует учесть, что стандарт оказания услуги должен приниматься на отрасль в целом, а не для каждого отдельного учреждения. Например, образовательные стандарты должны приниматься для всех школ, а не для каждой в отдельности. Стандарт на то и стандарт, что он один и обязателен для всех. Нельзя принять стандарт в сфере образования на муниципальном уровне. А нормативная стоимость же оказания услуги, рассчитанная по стандарту, может быть разной для разных учреждений, допускаю, что даже в одном муниципалитете. Допустим, в сфере образования это зависит от уровня зарплат педагогов, который в свою очередь зависит от того, сельская это школа или городская, или специализированная для детей с задержкой в развитии, наполняемости классов, районного коэффициента на заработную плату и т.д. Скажем, стоимость питания школьников на Камчатке и в средней полосе России неодинакова, и никого это не удивляет. Оказанная гослуга тоже может стоить по-разному. Так что вносить норматив стоимости услуги в стандарт ее описания, на мой взгляд, абсолютно неверно.

На примере

С разработкой стандартов на услуги у нас, мягко скажем, дела обстоят неважно. До сих пор отсутствуют внятные единые перечни государственных с муниципальных услуг. Соответственно, с расчетом стоимости услуг дело обстоит еще хуже.

Давайте попробуем разобраться со стоимостью и формированием государственного задания на примере социальных услуг. Большинство из того, что будет сказано ниже, можно отнести вообще к любым услугам хоть в сфере образования, хоть в сфере медицины, а также к другим государственным и муниципальным услугам.

28 декабря 2013 года был принят федеральный закон N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», некоторые положения которого с точки зрения вышесказанного не совсем логичны. Например, принятие стандартов социальных услуг делегировано на уровень субъектов РФ, хотя в обосновании принятия этого закона указывалось как раз на то, что он призван ликвидировать неравенство в сфере оказания социальных услуг от региона к региону. Ну раз так хочет регулятор – пусть будет так. Хотя у меня есть ряд предположений, которые я выскажу в конце статьи, почему делается именно так. В остальном закон вполне вменяем и его принятие только приветствуется.

В сфере расчетов нормативов государственных и муниципальных услуг и формирования государственного/муниципального задания будем руководствоваться двумя документами — совместный приказ Министерства финансов №137н и Министерства экономического развития №527от 29 октября 2010 года «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений», а также, раз мы живем в Свердловской области, постановление правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года №76-ПП «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Очень коротко расскажу, какой подход с использованием информационных технологий мы реализуем при расчете нормативов услуг и формировании государственного задания в сфере оказания социальных услуг.

Сами по себе нормативы стоимости услуг являются составной частью многоэтапной технологии в рамках реализации 442-ФЗ. Укрупненно эти этапы можно представить в виде следующей таблицы:

Описание этапа

Примечание

Утверждение субъектом РФперечня социальных услуг

Формируется перечень конкретных социальных услуг , являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости )

Принятие государственного стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг

Государственный стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги , входящий в перечень социальных услуг , то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс процесс результат» или как лот , который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения

Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания

Объем ресурсов , включаемых в региональные программы , формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу , включенную в перечень , которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги

Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг)

Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг , а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт .

Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

На самом деле, этапы выделены чисто формально, и при решении задачи в комплексе придется неоднократно переходить от этапа к этапу, совершая нескольких итераций.

Как уже сказано ранее, нормативы стоимости услуг невозможно рассчитать без стандартов. О существующей на сегодня ситуации со стандартами в сфере социальных услуг я раньше писал с статье « », повторяться не буду, напомню только вывод: применить эти стандарты на практике не представляется возможным, по ряду причин.

В качестве исходного перечня услуг и проектов стандартов в сфере оказания социальных услуг берем информацию, расположенную . Над этими проектами стандартов работали практики в течение более чем полутора лет, они до сих пор открыты для общественного обсуждения и на сайте (насколько мне известно, выложены не последние версии). Так что к содержательной части стандартов лично у меня претензий нет, единственная задача – это нормализовать эту информацию для размещения в базе данных, особенно в части натуральных нормативов.

Из представленной информации видно, что структура стандарта отражает требования принятого закона и, укрупненно, состоит из таких разделов:

  • Форма социального обслуживания: …
  • Вид социальной услуги: …
  • Наименование социальной услуги: …
  • Категория получателей: …
  • Качество услуги: …
  • Гарантированный уровень услуги: …

Порядок оказания услуги (состав и элементы услуги )

Объем предоставления
услуги

Условия оказания социальной услуги , определяющие качество социальной услуги

1. Норматив предоставления услуги :

2. Периодичность предоставления услуги :

3. Единица услуги : …

4. Подушевой норматив финансирования социальной услуги (нормативная стоимость услуги ):

1.Условия размещения учреждения :

2. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация :

3. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование , приборы , аппаратура и т . д .):

Услуг, если посчитать по указанной ранее ссылке на проекты стандартов и их элементов – простых слуг (подуслуг), получается порядка тысячи. Учреждений, оказывающих услуги, порядка 150. Естественно, разные учреждения оказывают различные, но пересекающиеся наборы услуг. Все услуги из перечня услуг, наверное, не оказывает ни одно учреждение.

Теперь о применяемой технологии расчета нормативной стоимости услуги. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Производится сбор информации со всех учреждений по ряду форм, включающих в себя планы финансово-хозяйственной деятельности, штатные расписания, планируемые объемы оказания услуг (на базе статистики прошлых лет и на основании проектов стандартов). Также сбору подлежит ряд форм с расчетными затратами на оказание каждой описанной стандартом подуслуги в разных разрезах. Сегодня из-за того, что перечень стандартов новый, оказываемые услуги отличаются от указанных в перечня. Скорее всего, возникнут некоторые сложности, связанные с разнесением затрат учреждения по услугам. Здесь также следует обратить внимание на тот факт, что даже в рамках одного учреждения одна и та же услуга может оказываться разными подразделениями. Соответственно, с разными затратами на оказание услуги, обусловленными разными накладными расходами.

Следующим шагом подготовительного этапа является импорт данных в централизованное хранилище и проверка их на достоверность по неким контрольным соотношениям, для чего и используются планы ФХД и штатные расписания, а также другая финансовая информация, например, отчеты об исполнении государственного задания за предыдущие периоды.

Второй этап – на базе полученного хранилища данных строятся OLAP-кубы и средствами Data Mining, включая очистку данных и методы математической статистики, проводится интеллектуальный анализ с элементами «а что если». На данном этапе аналитиком (экономистом или финансистом) используются различные средства визуализации данных. Конечной целью данного анализа является выведение нормативов на каждую услугу для группы услуг или группы учреждений через решение промежуточных задач:

  • выделение однотипных по составу затрат услуг, к которым может быть применен принцип формирования стоимости на основании нормо-часа, условной единицы услуги и т.п.;
  • выделение однотипных групп учреждений и признаков их объединения для введения нормативов на группы учреждений (территорий) с дифференцированными условиями (например, городские-сельские);
  • определение нормативов в выделенных группах и обработка отклонений рассчитанных учреждениями значений;
  • и т.п.

Естественно, на первый план здесь выходит качество работы аналитика.

Теперь, имея стоимость каждой услуги для каждого учреждения и перемножив на планируемый объем ее оказания, получим предполагаемые затраты бюджета.

Вот именно это, на мой взгляд, и является сдерживающим фактором принятия стандартов по услугам на федеральном уровне. Все прекрасно понимают (и опасаются), что если произвести такой расчет, то затраты бюджета увеличится на порядок, а то и более. Попытаемся этого избежать цивилизованным способом.

Как избежать роста стоимости услуг

Третий этап – это балансировка бюджета. Изначально расчет стоимости производился из предположения, что все услуги у нас являются гарантированными, т.е. оказываются даром для населения за счет средств бюджета. Чем мы можем «играть», уже имея рассчитанные нормативы?

Первое — право на бесплатное получение государственных услуг. Платность, бесплатность, частичная оплата услуг для различных категорий получателей социальных услуг. Здесь нужно учитывать требования законодательства. Т.е. есть такие категории, как ветераны войны и боевых действий, инвалиды, др., где требования о гарантиях в получении социальных услуг напрямую определяются законодательством. Также примером прямого законодательного регулирования могут являться дети в трудной жизненной ситуации, всегда получающие гарантированные социальные услуги бесплатно.

Второе. Перечнем и составом гарантированных услуг, включая подуслуги. Например, услуга «содействие в уборке и ремонте жилого помещения» может включать в себя – мытье полов, мытье окон, влажная уборка и т.д. Так вот, допустим, мытье полов может быть бесплатным, а мытье окон только платным для всех категорий.

Третье. Грубое применение коэффициента, выведенного от возможностей бюджета к рассчитанным нормативам. Я бы не рекомендовал этим пользоваться.

Четвертое. Объемом услуг, включенных в госзадание. Тоже этакий самообман. Утвердили норматив, заранее зная заниженный объем услуг. А потом в конце года экстренно ищем деньги. От этого решения допустим, количество бомжей на улице не уменьшится, а помощь в разумных пределах – помыть, накормить, дать временно переночевать, помочь в восстановлении документов все равно придется оказывать всем выявленным и обратившимся.

Могут быть и другие варианты. Тут принятие решения зависит от конкретной ситуации, как социальной, финансовой, так и политической, и в каждом конкретном случае может быть разным.

Вот такие принципы мы закладываем в определение норматива стоимости услуг в разрабатываемый сейчас нами программный продукт. На выходе из него должны быть получены следующие документы (файлы для обмена с другими информационными системами):

  • Приложения к нормативно-правовым актам (НПА) субъекта федерации по перечню оказываемых социальных услуг
  • Приложение (файл для импорта в другие информационные системы) к НПА субъекта федерации со стандартами социальных услуг
  • Приложение к НПА субъекта федерации для утверждения подушевых нормативов на оказание социальных услуг
  • Приложение (файл для импорта в другие информационные системы) к НПА субъекта об утверждении и доведении государственного задания для каждого учреждения
  • Определение размера субсидии для каждого учреждения на содержание учреждения.

Следует также отметить, что указанный подход в принципе позволяет сформировать отдельно для каждого учреждения государственное задание в разрезе каждой подуслуги, оказываемой учреждением. Но сделать это сразу, не имея статистики по оказанию услуг в разрезе стандартов, сложно. Поэтому на первоначальном этапе госзадание можно доводить укрупненно, например, агрегировав его по формам социального обслуживания.

Предположительный срок выпуска бета-версии информационной системы, опробованной на реальных данных, обеспечивающей вышеуказанный функционал, ожидается в марте-апреле 2014 года.

Не все услуги могут стать электронными

В заключение хотелось бы сказать еще пару слов об ограничениях, с которыми сталкивается перевод услуг в электронный вид. Прежде всего: не все услуги в такой вид можно перевести. Для оказания основной массы социальных услуг требуется наличие специалиста и соответствующей инфраструктуры. Такова, например, услуга доставки продуктов на дом. И перевод услуги в электронный вид услуг, ложится сверху на стоимость. По, моим оценкам, полностью электронными могут стать только 15-30% услуг. Чтобы больше услуг стали действительно электронными, нужно наконец-то законодательно решить вопрос применения электронных документов. А пока в большинстве случаев правильнее все-таки говорить об электронном обращении за услугой.

Безусловно, от внедрения даже псевдоэлектронных услуг достигается определенный экономический эффект, например, от сокращения затрат на простаивание в очередях в различных государственных и муниципальных учреждениях.

Заключительные замечания

Расчет стоимости услуг, даже оказываемых в традиционном виде – сложная задача, требующая применения самых современных методов анализа информации, и, соответственно, наличия специалистов, владеющих этими методами.

Задача разработки стандартов, а тем более нормативов, на федеральном уровне – вовсе не тривиальна, и требует применения других методик, отличных от обсуждаемых в данной статье. Однако инструментарий, применяемый при анализе, остается тем же. Хватило бы квалификации у госслужащих, задействованных в данном процессе. В чем я лично сомневаюсь. Был бы очень рад ошибиться.

Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по применению методических рекомендаций , утвержденных настоящим постановлением.

1. Настоящий документ разработан в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - подушевые нормативы финансирования).

2. Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

3. Подушевые нормативы финансирования могут устанавливаться субъектами Российской Федерации дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

4. Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

5. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

6. К косвенным расходам на предоставление социальных услуг относятся необходимые для предоставления социальной услуги расходы, которые нельзя учесть в себестоимости социальных услуг методом прямого счета (поскольку они не зависят от численности получателей социальных услуг) и которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала;

б) общехозяйственные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

7. Подушевой норматив финансирования i-й социальной услуги () рассчитывается по формуле:

,

Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги;

Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги.

8. Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги () рассчитывается исходя из величины (в среднем по субъекту Российской Федерации) указанных в пункте 5 настоящего документа расходов государственных организаций социального обслуживания на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

Начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги;

Прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

9. Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги () рассчитывается по формуле:

,

Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг, которые нельзя учесть методом прямого счета;

Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги.

10. Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг (), рассчитывается по формуле:

Расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Косвенные общехозяйственные расходы, включающие расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

11. Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги (), рассчитывается по формуле:

,

где - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги.

12. Величина прямых общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с предоставлением i-й социальной услуги (), рассчитывается по формуле:

,

Общехозяйственные расходы;

Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги.

13. Общехозяйственные расходы () включают расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, а также материальные затраты и прочие расходы и рассчитываются по формуле:

Расходы на оказание услуг связи;

Расходы на оказание коммунальных услуг;

Материальные затраты;

Расходы на оказание транспортных услуг;

Прочие расходы.

14. Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги (), определяется по формуле:

,

Расходы на оплату труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год.

д) прочие работы (услуги), включающие в том числе работы (услуги) по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание - дератизация, дезинфекция, вывоз мусора, техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт зданий и оборудования, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы), по установке и монтажу локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, а также услуги вневедомственной, пожарной охраны, услуги по страхованию, по изготовлению и (или) приобретению бланочной продукции и услуги в области информационных технологий.

17. Расходы на оказание услуг связи, осуществляемые как для предоставления социальной услуги получателю социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщиков социальных услуг, могут включать расходы на аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь, подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, пользование радиоточкой, а также расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений, осуществлением почтовых переводов денежных средств, и другие аналогичные расходы.

18. Транспортные расходы поставщиков социальных услуг могут включать расходы, связанные с оказанием транспортных услуг для обеспечения проезда получателя социальных услуг либо для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

19. Расходы поставщиков социальных услуг по оплате договоров на оказание коммунальных услуг для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг или для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг могут включать затраты на отопление и технологические нужды, потребление газа, электроэнергии, водоснабжение, канализацию, ассенизацию и др.

20. Материальные затраты при оказании социальных услуг могут включать расходы на приобретение продуктов питания, а также горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов как для оказания социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.