Основным требованием к специалистам бакалаврам по данному направлению является способность стратегически мыслить и применять на практике широкий спектр знаний при проектировании и обустройстве городской среды. Специалист должен оперировать категориями и знаниями из области строительства, социологии, экономики, архитектуры, экологии. В связи с этим программа подготовки включает в себя естественнонаучные и сугубо инженерные дисциплины. Сюда включены: проектирование зданий и сооружений, экономическая география, градостроительная экология, энергоснабжение населенных пунктов, ландшафтный дизайн, оптимизация городской среды и инфраструктуры. Помимо этого студенты изучают общеобразовательные науки – историю, географию, иностранный язык. Огромное значение уделяется практике в архитектурных, проектирующих и эксплуатирующих организациях, связанных с городской инфраструктурой. *
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения
Сегодня ситуация меняется.
О профессии градостроителя беседуем с директором ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» Владимиром Щитинским.
- Владимир Александрович, что лежит в основе квалификации градостроителя?
Для представителей нашей профессии характерно комплексное понимание общих проблем развития городов и территорий с учетом задач всех заинтересованных субъектов экономики: властей, бизнеса и широких слоев населения. Это непросто, поскольку каждый из них «тянет одеяло на себя». Власти ограничены бюджетом, поэтому часто их взор обращен в сторону богатых инвесторов. А потребности бизнеса сводятся к получению прибыли. Редко можно встретить бизнесмена, который разворачивает свой инвестиционный проект и при этом озабочен социальными вопросами, проблемами сохранения исторического наследия или природоохранных зон. Широкие массы населения достаточно ограничены в своих представлениях о развитии территории. Для простого человека главное, чтобы ничего не построили под его окнами, не вырубили скверик рядом с домом, сохранили площадку для выгула собак и т.п. А градостроитель способен приподняться над узкими частными интересами, сбалансировать потребности всех и тем самым обеспечить процесс совместного решения, основанного на компромиссах.
- Получается, что градостроитель должен быть компетентен в таких различных областях знаний, как экономика, социология, политология, география, экология, архитектура, строительство, и это, наверное, не полный перечень?
Да, наша специальность сегодня достаточно редкая. Людей такой квалификации до недавнего времени не готовил ни один вуз в России. Градостроители высокого уровня рождались в процессе практической деятельности, начиная свой путь архитекторами, инженерами в различных областях, экономистами, экологами. Они приходили на работу в организации, подобные РосНИПИ Урбанистики, и те, кто имел желание расширить свой кругозор, впитывали в себя знания по смежным дисциплинам. Например, архитектор начинал вникать в вопросы развития транспорта, инженерных систем, разбираться, как инфраструктура влияет на архитектурные решения. Потом постепенно приходило понимание того, как в этом процессе участвует власть, население, бизнес. И такие специалисты теперь могут выдавать решения, в той или иной степени устраивающие всех. Они показывают необходимость и достаточность тех или иных условий, возможные и разумные компромиссы.
- Сегодня специальность «градостроительство» получила официальный статус?
Не так давно Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Более того, введены новые государственные должности, связанные с этой деятельностью. В городах наряду с главным архитектором введен пост главного градостроителя. В организациях, подобной нашей, вместе с ГИПами и ГАПами должны теперь быть и главные градостроители проекта. К специалистам такого уровня предъявляются определенные квалификационные требования. Они должны либо иметь диплом по специальности «градостроительство», либо в процессе своей деятельности получить соответствующее дополнительное образование.
- В каких вузах сегодня готовят специалистов-градостроителей?
Пока еще в очень ограниченном количестве учебных заведений. Я знаю, что обучение этой специальности открылось в МАрхИ (Московском архитектурном институте), Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Петербургские вузы в ближайшее время этого не планируют. Профессия «градостроительство» - пока еще штучный образовательный продукт, требующий преподавателей, обладающих особыми знаниями в различных областях. Сейчас формируются курсы повышения квалификации, переподготовки. Все это, я надеюсь, расширит круг людей, которые понимают проблемы комплексного развития территорий.
- Ваша организация участвует в формировании системы подготовки кадров по этой специальности?
Два года назад мы приняли активное участие в создании учебника «Управление развитием муниципальных образований». Он предназначен для курсов повышения квалификации и освещает ряд проблем градостроения муниципального уровня: экономического развития, стратегического и территориального планирования, нормативно-правового обеспечения. Специалисты нашего института участвовали в создании трех разделов: устойчивое развитие, территориальное планирование, правовое обеспечение.
Учебник получился достаточно толстый. На его основе Академия народного хозяйства при Правительстве РФ провела два крупных учебных курса с представителями муниципальных организаций. Лекции там читали и наши специалисты.
Этот опыт был признан успешным, Академия потом проводила несколько курсов, сейчас создает у себя кафедру. Мы в этом процессе также весьма заинтересованы: нужно готовить кадры, которые придут на смену нашим ветеранам. Также важно повышать квалификацию наших заказчиков, чтобы они понимали значение такого комплексного подхода к развитию территорий.
- Какие вузы поставляют кадры для петербургского градостроительства?
Мы обычно пополняли свои ряды выпускниками ГАСУ, СПбГУ, Университета экономики и финансов, Горного института, Университета водных коммуникаций, Политехнического университета. Несколько лет назад мы разработали программу стажировки студентов старших курсов этих вузов и четыре года проводили ее в стенах нашего института. К нам каждый год приходили по несколько десятков студентов, которые хотели понять, что такое градостроительство и каковы перспективы для работы в данной сфере. Наши специалисты читали лекции, показывали, чем мы занимаемся, организовывали деловые игры. По итогам стажировки студенты выполняли небольшую практическую работу. Через стажировку прошло сотни две-три человек. Подобная практика сыграла положительную роль в развитии института. Мы преодолели характерный для проектных организаций «кадровый голод», и сейчас штат РосНИПИ Урбанистики соответствует стоящим перед нами задачам.
- Расскажите о структуре вашего института.
Сегодня ее основу составляют шесть архитектурно-планировочных мастерских. Они занимаются территориальным планированием и разработкой градостроительной документации для субъектов Федерации, муниципальных образований во всех регионах России. Это достаточно крупные подразделения, включающие в себя представителей нескольких профессий архитекторов, специалистов по городскому транспорту, инженерной инфраструктуре, экономике, охране окружающей среды. Наши мастерские самодостаточны, способны выполнять проект целиком, без привлечения большого количества подрядчиков.
Далее, у нас есть отделение комплексного проектирования, включающее архитектурно-конструкторский отдел, центр менеджмента, инженерно-строительный, сметный отделы. Они занимаются проектами от генплана города до отдельного здания или сооружения. Это достаточно уникальный конгломерат специалистов.
В частности, они разрабатывали комплект градостроительной документации для новой столицы Ингушетии города Магаса. Сегодня они занимаются планированием олимпийских объектов в городе Сочи.
Также у нас есть ряд небольших подразделений, ориентированных на научные исследования. Это центр устойчивого развития, лаборатория экономического анализа, научно-проектный сектор в области инженерного оборудования, лаборатория гуманитарных технологий.
- Какие подразделения возникли за последнее время с учетом новых потребностей рынка?
Большое развитие получила юридическая служба. Это явление нового времени. Мы стали постоянно сталкиваться с юридическими вопросами. Наши проекты приобрели нормативно-правовой характер. Так, например, институт разрабатывает правила застройки и землепользования, которые являются сами по себе нормативно-правовым документом.
Насколько серьезно уделяется внимание подготовке кадров отечественного градостроительства в масштабах всей страны?
Для этого, равно как и решения других важных задач, в прошлом году создано некоммерческое партнерство «Национальная гильдия градостроителей». Наш институт является партнером гильдии, мы ее поддерживаем во всех начинаниях.
Последние годы, наверное, войдут в историю как поворотный этап в развитии нашей профессии. Специальность «Градостроительство» получила официальный статус, образовательные стандарты, научно-методическую базу для подготовки кадров в высшей школе, а также сформировалось авторитетное профессиональное сообщество.
Беседовал Антон Жарков
196191, Санкт-Петербург,
Бассейная ул., д. 21
О специальности:
Описание специальности градостроительство, в каких ВУЗах преподают градостроительство, какие экзамены, какие предметы на специальности градостроительство.
Одна из сложнейших специальностей для изучения из-за высочайших требований к специалистам данной сферы. Студенты осваивают как технические так и гуманитарные дисциплины, такие как проектирование, архитектура, экономика, география, градостроительная экология и метрология.
Трудоустройство по специальности градостроительство
Закончив обучения, специалисты найдут себя в области планирования и развития городов и поселений. Заниматься им придётся планированием целого города, а не отдельных зданий, как архитекторам. Основными обязанностями будет экономический анализ, расчёт и прогнозирование, обработка различных источников информации, для эффективного планирования городского хозяйства.
Проектные организации – это основные места работы для выпускников данной специальности. Для получения более престижной должности, необходимо закончить магистратуру. Получив образование и опыт работы можно рассчитывать на высокие должности на госслужбе.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
Способность охватывать целый комплекс задач, мыслить пространственно и применять на практике знания из совершенно разных областей науки - всему этому обучает специальность 07.03.04 «Градостроительство». Фактически профессией можно было овладеть только в процессе работы в исследовательских и проектных организациях градостроительного профиля.
Это чрезвычайно увлекательная и не менее сложная специальность, корни которой уходят в древность. Вместе с появлением первых городов возникли и определенные сложности с организацией территорий, а от градостроителей всегда требовалось решение противоречивых задач.
Условия поступления
Главная задача курса - воспитать всесторонне развитого специалиста, который в своей деятельности сможет оперировать знаниями в социологии и политологии, экономике и архитектуре, строительстве и экологии. Он сумеет взвесить каждое решение и прийти к компромиссному варианту, опираясь на опыт прошлых поколений. Однако градостроителю отталкиваться приходится от точных наук при всей творческой составляющей профессии. Поэтому предметы, которые необходимо сдать при поступлении на это направление, следующие:
- математика (профильный экзамен),
- русский язык,
- история.
В качестве дополнительного испытания может проводиться экзамен по рисунку.
Будущая профессия
Градостроительство предполагает работу в сфере организации территории посредством выполнения пространственного проектирования. В процессе своей деятельности бывший студент сможет выполнять территориальное и градостроительное планирование. Также в его компетенцию входит осуществление зонирования и оценка строительства во всех смыслах: в плане расходов, прибыльности и воздействие на окружающую среду. Работа включает также расчеты на случай аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Не обходится специалист без использования юридических знаний, так как ему предстоит трудиться с официальными документами - картами, чертежами, схемами.
Куда поступать
Сегодня освоить специальность можно в вузах Москвы и в других регионах:
Срок обучения
Диплом бакалавра можно получить спустя пять лет обучения на очном отделении. На заочном или вечернем отделении, как и при смешанной форме, предстоит учиться в течение 6 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В программе бакалавриата обязательными к изучению являются такие предметы:
- проектирование - архитектурное и строительное;
- градостроительная политика, проектирование и анализ;
- инженерные сети;
- компьютерные средства проектирования;
- мультимедийные технологии;
- ландшафтно-визуальный анализ.
Приобретаемые навыки
В процессе освоения курса студент научится:
Перспективы трудоустройства по профессии
Это достаточно редкая специальность, поэтому молодые специалисты, обладающие богатым багажом знаний, востребованы в любом регионе. Если они умеют учитывать экономические и экологические факторы в своей работе, проводят анализ социальных условий и оценивают воздействие своего решения на среду в целом, то смогут найти себя в работе по созданию благоприятной городской среды. Это бюро, мастерские, проектные и научные организации, которые занимаются архитектурой и градостроительством.
Выпускник направления 07.03.04 «Градостроительство» может работать:
- архитектором,
- проектировщиком,
- реставратором,
- градостроителем,
- строителем,
- техником по строительству,
- экспертом-консультантом по градостроительству,
- специалистом или руководителем в сфере управления градостроительством.
Уровень зарплаты зависит от выбранного направления и места трудоустройства. Студент, получивший диплом бакалавра, сможет получать от 20 тысяч рублей на стартовой позиции помощника проектировщика либо специалиста первой категории.
Преимущества обучения в магистратуре
В магистратуре студент сможет лучше развиться в культурном и интеллектуальном смысле, научится применять новые методы исследования. Также он приобретет ценный практический опыт, который заключается как в проектировании, так и в организации либо управлении коллективом.
В процессе прохождения курса предстоит познакомиться с подземной урбанистикой и узнать специфику экологии конкретного города. На лекциях преподают стратегии развития территорий любого типа, а также реконструкции исторических объектов. Впоследствии выпускник сможет работать в профильных государственных учреждениях, частных бюро и проектных организациях, а также вести преподавательскую либо исследовательскую работу.